Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Одно следует из другого. Наличие воли обязывает к существованию возможность выбора. Ибо вынуждение есть обратное воле.

«Слово даат употребляется в нашем языке по отношению к воле, желанию… Как сказано в Писании: “Что есть человек, чтобы Ты знал его” — желал его. “Я знал тебя” — означает, выбрал тебя из всех…» (Рамбан).

Одно следует из другого. Наличие воли обязывает к существованию возможность выбора. Ибо вынуждение есть обратное воле.

Максимум того, что человек может постичь в Творце — это Его воля, раскрывающаяся в мироздании (поскольку в сущности Бесконечного наша мысль не постигает абсолютно ничего). Мы знаем, что Творец обладает волей, что Он един и не вынужден в своих действиях. И Всевышний пожелал, чтобы человек обладал свободой выбора, чтобы обладал волей. Как пишет Рамбам: «Человек обладает свободой воли. Пожелает он пойти по пути добра и быть праведником — ему дано это; пожелает пойти по пути зла и быть грешником — у него есть и такая возможность. Об этом сказано в Торе: “Вот, человек стал единственным: от него — познание добра и зла” (Брейшит 3:22) — то есть, человеческий род — единственный в мире, обладающий способностью самостоятельно, своим собственным разумом и сознанием, познавать добро и зло и поступать, как он того пожелает. И никто не помешает ему творить добро или зло» (Законы раскаяния 5). Воля и выбор коренятся в качестве даат.

Связь между даат — соединением и различением и даат — волей и выбором

Слова Рамхаля

Рамхаль в своей книге «Путь Творца» (ч.1, гл.2) говорит о цели творения, заключающейся в том, чтобы воздать от блага Всевышнего другим. Он объясняет ход всего мироздания, созданного для данной цели. Приведем важнейшие положения из этой главы, имеющие отношение к нашей теме:

Творец есть истинное и совершенное благо. «Поскольку Он пожелал воздать благо другим, недостаточно было бы для Него воздать немного блага, но именно предельное благо, которое творения смогут принять. И поскольку только Он — истинное Благо, Его доброе желание может быть удовлетворено только воздаянием другим того Блага, которое в Нем Самом, ибо это — истинное и совершенное благо.

С другой стороны, это благо может находиться только в Нем. Поэтому постановила Его мудрость, что это истинное воздаяние Блага будет заключаться в том, что Он даст место творениям приобщиться к Нему в той мере, в которой возможно им приобщиться. И тогда получается, что, хотя творениям самим по себе нельзя приписать совершенство Творца, но из-за приобщенности к Нему им будет приписано в той мере, в какой это возможно, Его совершенство. И получится, что творения наслаждаются этим Истинным Благом в наибольшей мере, в которой это возможно для них.

Но постановила Его мудрость, что для того, чтобы это Благо стало совершенным, следует, чтобы наслаждающийся им сделался владельцем этого Блага; то есть — тем, кто сам приобретает это Благо, а не тем, кому это Благо сопутствует случайным образом.

И пойми, что это называется некоторым уподоблением, по мере возможного, совершенству Всевышнего. Ибо Всевышний совершенен Сам по себе и не по воле случая, но со стороны истинности Его сущности обязательны в Нем совершенство и отсутствие недостатков.

Конечно, не может быть в ком-либо другом, кроме Б-га, чтобы истинность его сущности сама по себе обязывала бы в нем совершенство и отсутствие недостатков. Но, чтобы какое-то творение хоть немного уподобилось этому, оно должно, по крайней мере, само приобретать совершенство, не обязательное со стороны его сущности, и само устранять в себе недостатки, которые были бы в нем возможны. Поэтому Творец создал аспекты совершенства и недостатка и сотворил создание, в котором была бы одинаковая возможность обоих. Всевышний дал этому созданию средства, с помощью которых оно приобретет себе совершенство и устранит недостатки. И тогда можно будет сказать, что это создание уподобилось, насколько это для него возможно, своему Творцу, и оно будет достойно приобщиться к Нему и наслаждаться Его Благом.

И вот, помимо того что создание, приобретшее совершенство, становится достойным приобщиться к своему Творцу со стороны уподобления Ему, через приобретение совершенства это творение продолжает далее приобщаться к Творцу, так что, в конце концов, приобретение им совершенства и приобщение к Всевышнему становятся одним и тем же.

Причина этого в том, что Его сущность есть истинное совершенство. Поэтому все, что является совершенством, обязано этим только Ему, как ветвь корню. Ибо, хотя оно и не достигает совершенства Корня, оно — его порождение и продолжение. И пойми, что истинное совершенство — это Его сущность, и всякий недостаток — не что иное, как утаение Его Блага и сокрытие Его Лица. Получается, что озарение Его Лица и Его близость есть корень и причина любого совершенства, а сокрытие Его Лица — корень и причина всякого недостатка, и согласно мере сокрытия будет мера недостатка, вытекающего из этого сокрытия.

И вышеупомянутое создание, стоящее в равновесии между совершенством и недостатками, которые суть порождения озарения и сокрытия, в укреплении в совершенствах и приобретении их в себе как бы связывается с Творцом, так как Он — Корень и Источник совершенств. И насколько это создание преумножит совершенства, настолько оно преумножит связь с Ним и приобщение к Нему. И когда оно достигнет предела приобретения совершенства, то достигнет предельной связи с Ним и приобщения к Нему и окажется прилепившимся к Нему, наслаждающимся Его Благом и совершенствующимся в Нем, и оно само является обладателем своего Блага и совершенства».


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?