Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.

Как мы уже говорили, один из трех наиболее строгих запретов, нарушения которых мы обязаны избежать любой ценой, – запрет идолопоклонства. Если от еврея требуют нарушить этот запрет под угрозой смерти, он должен быть готов пожертвовать жизнью.

Так евреи и поступали на протяжении веков, от эпохи Калигулы до времен Хмельницкого, да сотрутся имена грешников, во времена крестовых походов и инквизиции. Еврейская история хранит бесчисленное множество фактов самопожертвования, когда никакие угрозы и никакие посулы не могли заставить евреев поклониться чужим богам. В третьей главе Книги Даниэля содержится один из самых известных и самых сложных по мотивировке примеров такой самоотверженности. Это произошло во времена, когда Вавилонской империей правил Невухаднецар (в принятой в русском языке транскрипции – Навуходоносор), владыка самовлюбленный и жестокий. Невухаднецару было мало всевозможных почестей и неограниченной власти над народами его империи. По велению царя было изваяно из золота его изображение – огромная, высотой около тридцати метров, статуя, которая должна была символизировать его могущество и могущество его империи. Царь потребовал, чтобы все его подданные поклонились статуе.

Каждый из народов, населяющих страну, обязали прислать трех представителей для участия в торжественном открытии статуи. Участникам церемонии было приказано встать перед статуей и по специальному знаку пасть ниц – поклониться ей. В приказе было сказано, что тех, кто этого не сделает, бросят в горящую печь. Представителей от евреев царь сам назвал поименно. Он потребовал, чтобы от евреев на церемонию явились Хананья, Мишаэль и Азарья – три еврейских юноши, воспитанные при дворе и занимавшие там высокие посты.

Поклониться идолу? Для трех юношей это было исключено. Умереть? Но тогда надо твердо знать, ради чего. Действительно ли скульптурное изображение царя является идолом? Возможно, это только статуя, и назначение у нее – чисто политическое. А если это не идол, так, может быть, поклониться можно? Но как это будет понято другими? Пусть это просто статуя, а не идол, но люди могут воспринять поступок юношей как поклонение евреев идолу, и тогда этот поступок будет осквернением Имени. Мидраш в «Шир а-ширим Раба» рассказывает, как эти трое, получив приказ царя, отправились за советом к великому мудрецу Даниэлю. Даниэль нашел положение сложным и не стал выносить решение сам, а посоветовал юношам обратиться к пророку Йехезкелю.

Йехезкель прочел юношам выдержку из одного из пророчеств великого Йешаяу: «Ступай, мой народ, войди в свои покои и запри за собой двери, спрячься лишь на мгновение, пока не пройдет гнев» (Йешаяу, 26:20) – и предложил им поступить так, как сказано у Йешаяу. Это означало, что от выполнения смертоносной миссии, выпавшей на долю юношей, можно уклониться, можно переждать опасность в укрытии.

У Хананьи, Мишаэля и Азарьи появилась возможность избежать испытания. И тем не менее ответ пророка их не удовлетворил. Их беспокоило, что следствием такого решения может стать осквернение Имени Всевышнего, хилуль Ашем.

Ведь что произойдет? На площади перед статуей соберутся тысячи людей, и не разглядеть будет, кто именно бьет поклоны перед истуканом. Их отсутствия никто не заметит. И уже назавтра, толкуя о великолепном торжестве, люди будут описывать, как все подданные Невухаднецара в полном единодушии поклонились идолу. И евреи не составили исключения.

Допустить этого было нельзя. Хананья, Мишаэль и Азарья сказали Йехезкелю, что прятаться не будут. Они публично откажутся преклонить колени перед идолом. Тогда Йехезкель обратился к Творцу с вопросом, спасет ли Он этих людей от неминуемой гибели. Всевышний не обещал спасения. Ответ потряс пророка, но не смутил Хананью и его товарищей. Они взвесили все доводы, решили, что их долг – публично продемонстрировать силу еврейского духа, и были готовы отдать жизнь ради освящения Имени Творца. Книга Даниэля рассказывает нам, что с тремя юношами произошло великое чудо и они вышли из печи невредимыми. Мидраш «Торат коаним» на главу «Эмор» говорит: «Отсюда следует, что для того, кто жертвует собой в расчете, что Б-г совершит для него чудо, – Б-г не делает чуда, а для каждого, кто не рассчитывает на чудо, – делает чудо». Думается, пояснения тут не нужны.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?