Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Значение слова тфила (молитва) и ее суть

«Ибо имя выражает главное в объекте и его сущность» — (Маараль, Гур Арье, Берешит 9:23).

Эта часть — есть общее предисловие. В ней содержатся намеки на бо́льшую часть вопросов, которые будут объясняться в данной книге. Поэтому в дополнение к обсуждению основного содержания данной части мы будем указывать главы, в которых такие вопросы будут выясняться подробно.

Имя

«А земля была безвидна и пуста» — (Берешит 1:2). «…а эта материя, называемая эюли, на Святом языке называется тоху, и слово это происходит от выражения “передумывать (тохе) о прошлых своих (решениях)”. Поскольку, если человек пытается присвоить ей имя, он очень скоро передумывает и называет его по-другому, ибо она не облачилась в форму, чтобы пристало ей какое-либо имя. А форма, облачающаяся в эту материю, называется на Святом языке боху, и это — словосочетание, то есть бо ху (в нем он)». (Рамбан, Комментарий к Торе, Берешит 1:2).

«Имя указывает на сущность, имя — это определение объекта, указывающее на суть данного объекта» (Маараль, Гвурот аШем 26).

Всякий объект, по отношению к которому нет постижения имени, относится к категории тоху: это существование материи без формы. Имя указывает на его форму, другими словами — внутреннее содержание, определение и смысл данного объекта. Постижение имени — это понимание сущности.

«Откуда нам известно, что имя влечет (последствия)? Сказал раби Элазар: ибо сказано в Писании: “Идите, созерцайте творения Бога — какие производит Он опустошения (шамот) на земле”. Не читай шамот, а читай шемот (имена)». (Брахот 7). Имя уводит реальность от опустошения — от тоху. В Святом языке слова шем (имя) и шмама (запустение) — однокоренные, и это один из корней, обладающих противоположными значениями, сводящимися к одному.

Задача человека при назывании имен

«И образовал Г-сподь Б-г из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их. И как назовет человек всякое живое существо, так и имя его» (Берешит 2:19). Суть данного служения заключалась в глубоком постижении содержания творения, смысла всех тварей. Человек должен был осмыслить суть творения, его корень и цель, и тем самым раскрыть волю Творца в каждом из сотворенных объектов. Тогда он сможет повести их к своему предначертанию: выполнению воли Творца, исправлению мира под властью Всевышнего.

«Сказал раби Элазар: Первый человек был ростом от земли до небосвода, как сказано: “От дня, когда сотворил Б-г человека на земле” (Хагига 12). Величие постижения его разума и пророчества, которые объяли все творение, — от начала его эманации и до конца его ступенчатого развития, до материального мира, — дало ему способность называть имена: определять сущность каждой твари и ,тем самым, отделять ее от другой. “Первый человек знал каждого ангела… и на что назначен каждый из них; и знал имена каждого из них, — ведь они назывались в соответствии со своей миссией” (Тикуней Зоар 57).»

«Сказал раби Йеуда, сказал Рав: Первый человек был от конца мира и до конца (мира), как сказано: “От дня, когда сотворил Б-г человека на земле, и от конца неба до конца неба” (Хагига 12).» Его постижение охватывало творение во все времена и поколения, со всеми сотворенными, живыми и неживыми, которые будут в нем. И именно оно помогло ему понять корни каждого создания и его предназначение и принципиальное отличие от других, то есть — его имя.

Понятно, что его постижение включало и духовный корень этих творений. Речь идет о буквах Святого языка, которыми были созданы небо, земля и все их воинство. Тем самым он мог составлять буквы в имена, которыми он назвал все создания в соответствии с корнем сущности каждого из них и его предназначением в творении. «…Мне кажется, что объяснение этого мидраша таково. Человек своей мудростью и разумом понял природу каждого животного, и дал каждому из них имя, подобное его природе и качеству, которое он узнал. А буквы, из которых он складывал их имена, соответствуют их природе и качествам, и имена эти были осознанные. Другими словами, Адам в своей мудрости познал природу льва, что он — сильнейшее животное, царь зверей, так что пророки даже уподобляли Всевышнего льву (“за Г-сподом пойдут они, как лев зарычит”), и вышло у него имя אריה (арье). Буквы, из которых состоит это слово, частично совпадают с буквами, из которых состоит Имя Всевышнего, а “лишняя” буква ר означает дух. Таким образом, само по себе слово אריה описывает его суть (рабейну Бехайе). Нечто подобное пишет и Виленский Гаон: “И как назовет человек всякую живую душу, так и имя его” — толкование таково: в соответствии с душой называл им имя, а не с их материей» (Адерет Элияу).

С этим и было связано достоинство человека и его величие, как сказано в мидраше: «В час, когда Всевышний собирался сотворить человека, посоветовался с ангелами служения. Сказал: сделаем человека. Сказали Ему: этот человек, какова его сущность? Сказал им: его мудрость больше вашей. Поставил перед ними животных, зверей и птиц, и сказал им: этот — как его имя? И не знали они. Провел их перед Адамом, сказал ему: этот — как его имя? Сказал: это бык, это осел, это лошадь, это верблюд. — А твое имя каково? Сказал Ему: мне подобает называться Адам, поскольку я сотворен из земли (адама)» (Берешит раба 17:4).

Возвышу его, ибо он знал Мое имя — Псалмы 91

Постижение Творца также связано с познанием Его имени. «Сказал ему: А Я — как Мое имя? Сказал Ему: Тебе подобает называться Г-сподь, поскольку Ты — господин всех Своих творений. Сказал рав Аха: “Я Г-сподь — это Мое имя” (Йешая 42) — это имя, которое дал Мне Первый человек» (Берешит рабараба 17:4).

Ведь сущность Творца невозможно постичь: «мысль никак не схватывает Его», и мы постигаем только Его раскрытие творениям и пути Его управления ими. Корень этих путей — это Его имена. В этом и заключается цель человека — понять глубину путей Всевышнего, идти по ним и прилепляться к ним, «стать для них колесницей». Это — особенность Израиля, таковы «знающие Твое имя».

Мы прояснили немного смысл понятия «имя», «наименование». Объяснив значения слова-наименования тфила (молитва), мы поймем его содержание и смыслы, и тем самым постигнем, насколько возможно для нас, волю Всевышнего в данном служении, в молитве.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?