Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Цдака, Эмор, Зелиг Плискин, Материальный ущерб, Освящение Имени Всевышнего
НЕ ПРОФАНИРУЙТЕ МОЕ СВЯТОЕ ИМЯ, И Я БУДУ ОСВЯЩЕН СРЕДИ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ. Я — БОГ, КОТОРЫЙ ДЕЛАЕТ ВАС СВЯТЫМИ (Ваикра, 22:32)
Рамбам пишет: Есть вещи, которые являются профанацией, осквернением имени Бога. Когда талмид хахам поступает так, что люди начинают о нем плохо говорить, то даже если его действия не являются нарушением закона, все же он профанирует имя Бога. Если такой человек покупает и не платит, как полагается, хотя может это сделать, так что его спрашивают об оплате, или невежливо разговаривает с людьми и нехорошо к ним относится, а легко гневается и ссорится, это тоже является осквернением имени Бога. Чем выше, значительнее человек, тем внимательнее он должен относиться к своему поведению. Такой человек обязан делать для других больше, чем требует буква закона.
Если человек постоянно занят Торой и внимателен к своему поведению, вежливо и дружелюбно говорит с людьми, а когда ему доставляют неприятности, не отвечает тем же и относится с уважением даже к проявляющим к нему пренебрежение; если он честен в делах, всегда делает для других больше, чем требует закон, и избегает крайностей — то его будут хвалить и любить и захотят ему подражать. Такой человек делает кидуш АШем, он освятил имя Бога. О нем написано у пророка Йешаяѓу: «И Он сказал мне: ты мой слуга Израиль, в котором Я буду прославлен» (Ѓилхот йесодей аТора).
КОГДА БУДЕШЬ СОБИРАТЬ УРОЖАЙ С ТВОЕЙ ЗЕМЛИ, НЕ ЖНИ МЕЖИ ТВОЕГО ПОЛЯ И ОПАВШИХ КОЛОСЬЕВ НЕ ПОДБИРАЙ, НИЩЕМУ И ПРИШЕЛЬЦУ ОСТАВЬ ИХ; Я БОГ, ВАШ ГОСПОДЬ (Ваикра, 23:22)
В этом стихе две заповеди для хозяина поля. Он должен оставлять пеа — несжатую полоску поля, то есть не собирать с части поля урожай, оставляя его бедным; и кроме того, оставлять им лекет — один-два колоска, которые падают из руки жнеца. Лучшую иллюстрацию исполнения этого закона мы находим в книге Рут.
Раши комментирует слово «оставляй»: ты должен оставлять для них, чтобы они собирали, но не обязан им помогать. Раши говорит хозяину поля, что он не обязан давать урожай бедному, а только позволить ему собирать его. Рав Хаим Зайчик объясняет: благодаря этому бедный не будет испытывать унижения, получая помощь из чьих-либо рук, а будет чувствовать, что берет лишь то, что ему полагается по закону Торы. Рав Зайчик учит на примере этого стиха, что подобным образом должен вести себя и хозяин по отношению к гостю. Не должен впихивать в гостя еду, а дать ему чувствовать себя свободным, чтобы брал, сколько хочет.
ТОТ, КТО ЗАБЬЕТ ЖИВОТНОЕ, ДОЛЖЕН ЗА ЭТО ЗАПЛАТИТЬ (Ваикра, 24:18)
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Шестая глава книги воспоминаний А. Шапиро
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Евреи Шанхая в гетто.
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Доктор Яков Цацкис
Воспоминания известного хирурга и моэля доктора Якова Цацкиса, сделавшего десятки тысяч брит-мила уже взрослым русскоязычным баалей-тшува, о религиозном еврее рэб Менделе Москалике זצ"ל, тайно убитом КГБ
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»