Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Суть трех суббот, в которых раскрывается совершенство мироздания

Предисловие. Три субботы

«Некоторые спрашивают: Почему Мудрецы установили в субботу три различные молитвы: вечером — “Ты свят…”, утром — “Возрадуется Моше…”, и днем — “Ты Один…”. А в праздники установили только одну молитву — “Ты избрал нас…” на вечернюю, утреннюю и дневную молитву…» (Абудрахам).

Ответ на этот вопрос Абудрахам приводит от имени раби Калонимуса:

Эти три молитвы соответствуют трем субботам. Субботе Творения, Субботе дарования Торы — ведь все согласны, что Тора была дана в субботу, и Грядущей Субботе. Таким образом, «Ты свят…» говорит о Субботе Творения, «Возрадуется Моше…» — о Субботе дарования Торы, а «Ты Один…» — о Грядущей Субботе, когда Г-сподь будет один и Имя Его одно».

Эти три субботы и есть суть Шабата. Как мы объясним ниже, в каждой субботе есть аспекты этих трех суббот. В этих раскрытиях заложены все основы веры. В этих субботах раскрывается порядок восполнения и прихода к совершенству всего мироздания, а также процесс духовного возвышения человека — микрокосма Творения. Из этих озарений мы сможем узнать об уровнях связи Собрания Израиля с Творцом, вплоть до того Высшего сочетания — объединения, которое произойдет в Грядущем.

Постараемся объяснить подробнее.

Суббота — фундамент основ веры

Рамбам сформулировал тринадцать Основ, которые были приняты во всем Израиле как базисные положения нашей веры. «Когда поверит человек в эти основы… он входит в Общину Израиля» (Комментарии Рамбама к Мишне, глава Хелек).

В трех упомянутых субботах заложено раскрытие этой веры:

«Ибо вера в то, что мир сотворен, это корень веры, а тот, кто в это не верит и считает, что мир предвечен, отрицает саму основу, и нет у него Торы вообще. И потому Тора была дана в субботу, поскольку суббота указывает на сотворение… И написано “Суббота Г-споду”, ибо, как так суббота означает “был, есть и будет” (имя Авайе (Г-сподь) указывает на то, что Он “был, есть и будет”) — ведь есть три субботы: Суббота Творения, Суббота дарования Торы и Суббота Грядущего мира, дня, который весь — суббота. Суббота Творения указывает на категорию “был”, ибо в нее Всевышний прекратил творить. Суббота дарования Торы относится к категории “есть” для наших отцов, для нас, и для наших потомков навеки. Суббота Грядущего — “в тот день будет Г-сподь один и Имя Его одно” — мир вечности.

А когда ты поразмыслишь над этим, то найдешь, что эти три положения включают в себя все основы веры: существование Всевышнего, Тора с небес и награда и наказание. Суббота Творения указывает на сотворившего бытие — Всевышнего. Суббота дарования Торы — на Тору с небес. Грядущая Суббота — когда удостоившиеся получат вечную и истинную награду, а для злодеев настанет день великого Суда» (Шла, трактат Шабат 110).

Поразмыслив, мы найдем, что Суббота Творения указывает на первые четыре основы веры из тринадцати, сформулированных Рамбамом, Суббота дарования Торы — на последующие шесть, а Грядущая Суббота — на последние три основы.

«Если же потеряет человек веру в одну из этих основ, он исключает себя из Общины Израиля, отрицает вероучение и называется еретиком и вероотступником» (Рамбам). Нечто подобное сказано о нарушающем субботу прилюдно: он считается оставившем всю Тору, как и впавший в идолопоклонство (Хулин 5).

В субботу эта вера переходит на высший уровень практического упования: евреи отказываются от всякой работы и тратят больше, чем могут себе позволить, в честь субботы, не опасаясь финансовых потерь.

«Суббота называется свидетелем, и человек должен свидетельствовать об этом» (Зоар 90).

Суббота — порядок совершенствования мироздания и человека

Рамхаль в конце книги «Питхей Хохма веДаат» определяет различные аспекты замысла Всевышнего в сотворении мира. Приведем здесь выдержку из его слов, относящихся к нашей теме, и уразумеем, что в вышеупомянутых трех Субботах реализуются три аспекта замысла Творения.

«Суббота и Община Израиля называются “невестой”, а Всевышний называется “женихом”. Мы говорим в молитве “Возжелай наш покой…”: Согласись, чтобы мы были Твоей невестой, и пусть Твоя невеста покоится в этот день…, и установили три молитвы. Вечерняя молитвы “Ты освятил…” — соответствует церемонии освящения, кидушин, когда жених вручает невесте кольцо. Утренняя молитва “Возрадуется Моше…” соответствует радости жениха и невесты… А дневная молитва — “Ты один…” — соответствует уединению (ихуд) жениха и невесты» (Абудрахам).

Эти три уровня близости соответствуют раскрытию трех суббот, как объясняет раби Авраам сын Гаона:

«Суббота Творения соответствует кидушин — церемонии освящения, как сказано: “И освятил Он (субботний день)…” — запретил работать в субботу и выделил этот день для служения Творцу.

Суббота дарования Торы — соответствует утренней молитве Шахарит, когда говорят: “Возрадуется Моше дару, выпавшему на его долю… венец великолепия возложил Ты ему на голову” — дарование Торы (а “венец” символизирует хупу, свадебный балдахин).

Грядущая суббота соответствует Единству, как сказано: “В тот день будет Г-сподь один и Имя Его одно”» (Толкование комментариев Гаона, Бава Кама 32).

В каждой субботе есть эти три аспекта

Легко понять, что эти три аспекта существуют в каждой субботе, — ведь этот святой день заключает в себе три наивысшие раскрытия, которые должны произойти в течение Шести тысяч лет. Более того, если такова форма совершенства мироздания и человека, необходимо, чтобы эти свечения содержались в каждой субботе. Ведь если бы Адам не согрешил в тот канун субботы, Суббота Творения стала бы Субботой дарования Торы и Грядущей Субботой. А если бы Израиль не согрешил с золотым тельцом, Суббота дарования Торы стала бы Грядущей Субботой.

«Эти три субботы все они — один день: суббота ночи, суббота дня, и суббота вечера» (Зоар 3, 59).

И потому: «Раби говорит: каждый, кто хранит одну субботу как установлено, засчитывает ему Писание, как будто хранил все субботы от дня, когда Всевышний сотворил мир, и до воскрешения мертвых, как сказано: “…и будут хранить сыны Израиля субботу…”» (Мехильта, Ки Тиса).

* * *

Суббота Творения раскрывает Царство (Малхут) Всевышнего в мироздании: цель сотворения неба и земли — раскрыть Божественное присутствие в низших мирах.

Основа великолепия (Тиферет) субботы — это Суббота дарования Торы, когда в совершенстве раскрывается воля Творца в мироздании. Это Тора — слово Б-га, Его святые речения, в которых Он появился с неба, дабы дать их на землю.

Но глубина понимания (Бина) субботы — цель всего — раскроется в Грядущем мире, в День, который весь — суббота. Поразмыслите над этим хорошенько.

* * *

Нефеш, Руах и Нешама

«Этим трем аспектам души — нефеш, руах и нешама — соответствуют три категории одна на другой. Десятью Речениями мир сотворен и находился в подвешенном состоянии до Десятословия. Целью Десяти Речений был человек: “…и стал человек душою (нефеш) живою”. То есть, речь здесь идет об уровне нефеш. А после получения Торы добавилась категория руах (духа), поскольку весь народ удостоился духа Божьего в пророчестве, как сказал Моше: “О, если бы весь народ Господа был пророками, чтобы возложил Г-сподь дух Свой на них!” А в Грядущем мире раскроется категория нешама: “…и дуновение (нешама) Всемогущего даст им понимание (бина)” — со стороны бина, которая и есть Грядущий мир» (Шла, трактат Шабат 100).

Эти три аспекта, как известно, соответствуют категориям действия, речи и мысли.

Легко понять, что поскольку цель этих раскрытий — человек, данная форма есть уровень совершенствования человека в субботнем возвышении: «Эти три аспекта — нефеш, руах и нешама, которые духовно возвышенные люди привлекают на себя каждую субботу в качестве дополнительной души… Все это происходит в соответствии с готовностью данного индивидуума» (Шла, там же).

Поэтому совершенный человек — «Мудрец Торы подобен дню Субботнему» (Зоар 3, 29).

Суббота знаменует совершенство соединения Общины Израиля с Всевышним

Первое знание: «Эманирующий сотворил мир, чтобы воздать добро сотворенным; совершенное добро, которое они получат заслуженно, а не как милостыню. И ради этого установлен весь этот великий порядок: в конце концов, после зла придет добро… и тогда все души получат по заслугам…» Это замысел воздаяния блага: «человек сотворен только для того, чтобы наслаждаться Господом и получать удовольствие от сияния Его Шехины, ибо это — настоящее блаженство и величайшее наслаждение, которое может существовать» (Месилат йешарим 1). Данное знание раскрывается в Субботе Творения. Это суббота, предназначенная для первого человека, Адама, сотворенного в реальность, представляющей полное блаженство и покой, в мире, который весь относится к категории Субботы. И задачей Адама было сохранить это достоинство и ввести все мироздание в день, который весь — суббота.

Второе знание: «Эманирующий сотворил мир, чтобы дать место описаниям… Что Он называется Милосердный, Милостивый, Долготерпеливый и т.д. А из этого проистекает все знание Святого Древа со всеми его ответвлениями. И это называется знанием описаний, знать сколько описаний есть, а именно — сколько качеств… и по какому порядку они упорядочены и т.д.» Этот замысел раскрывается в Субботе дарования Торы. Ведь вся Тора есть раскрытие всех путей Всевышнего в реальности.

Третье знание: «Это весьма замечательное знание. Оно состоит в следующем: Эманирующий хотел раскрыть Свое единство, показать, что “Я первый, и Я последний”, и что, в конце концов, всякое проклятие превратится в благословение, и все зло обернется добром… Из этого уже следует знание всех сфирот, которые все возвращаются к высшему единству Бесконечного… Это основа веры Израиля — знать единство Эманирующего». Это замысел раскроется в Грядущей Субботе.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?