Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Примеры толкований закона на основе анализа текста

Помимо правил р.Ишмаэля и р.Акивы, Талмуд изоби­лует другими примерами толкования алахи, основанны­ми на анализе текста.

Мишна (Брахот 1:3) приводит спор между школами Шамая и Гилеля относительно чтения молитвы Шма. Анализируя стих: «И повторяй их твоим детям, и говори о них, сидя в своем доме и идя дорогою, и ложась, и вставая» (Дворам 6:7), школа Шамая утверждает, что этот стих Торы надо понимать буквально, т.е. человек должен читать Шма ночью, перед сном, и утром, когда он встает. Школа Гилеля оспаривает эту точку зрения и считает, что стих обязывает нас читать Шма в те часы, когда люди обычно ложатся и встают.

Р.Йошиа и р.Йонатан по-разному толкуют текст, ос­новываясь на применении союзов в Торе. Санхедрин 66а излагает оба мнения:

Чему учит нас выражение аш (всякий человек) в стихе «Ибо всякий, кто будет злословить своего отца и свою мать, смерти предан будет; своего отца и свою мать злословил, кровь его на нем» (Ваакра 20:9). Здесь имеется в виду и дочь, и че­ловек неопределенного пола, и гермафродит (т.е. и они наказываются смертью за указанное пре­ступление). Фраза «…кто будет злословить своего отца и свою мать» показывает нам, что этот закон относится к тому, кто злословит обоих родителей. Почему же мы делаем вывод, что он одинаково относится и к тому, кто проклинает либо своего отца, либо свою мать? Потому что стих говорит: «кто будет злословить своего отца и свою мать… (и затем добавляет) своего отца и свою мать он злословил…»

«Злословит» относится и к «отцу», и к «матери» и подразумевает, что закон распространяется на то­го, кто злословит даже кого-нибудь одно из роди­телей. Такова точка зрения р.Йошиа. Р.Йонатан говорит: «Первая половина этого стиха подразу­мевает того, что злословит одного из родителей… так как он не утверждает “отца и мать вместе”. Во второй части нам преподан другой урок».

В отличие от школ Гилеля и Шамая, р.Йошиа и р.Йонатан никогда не расходились во мнении об алахе. Их разногласия касались лишь способов, с помощью которых она могла быть выведена из текста Торы.

Другая форма алахической дедукции, распространен­ная в Талмуде, называется мидраш аигайон — логическое толкование. Этот метод отличается от свары тем, что, интерпретируя текст, не устанавливает новых алахот. Например, предписывается в Дварим 24:6: «Да не берет (никто) в залог ни мельницы, ни верхнего жернова, ибо душу берет таковой в залог». В Бава Мециа 9:13 мудрецы включают в это правило не только мельницу, но любую утварь для приготовления пищи, ибо Тора говорит: «душу (должника) он берет».

Этот тип логической дедукции используется раввинами везде, где того требует текст Торы. В Шмот 12:6 мы читаем: «…Пусть зарежет (пасхальную жертву) все со­брание общины…» Талмуд задает естественный вопрос:

Разве вся община совершала жертвоприношение? Безусловно, только один человек режет жертву (для других). Итак, мы видим, что действие пред­ставителя считается как бы совершенным каж­дым.

(Кидушин 416)

И, наконец, алахическое толкование может также ог­раничивать применение закона. Тора учит: «Не может войти амонитянин и моавитянин в общество Г-сподне… (т.е. не может жениться на еврейке)… За то, что не встретили они вас с хлебом и водою на пути, когда вы вышли из Египта…» (Дварим 23:4—5). Мудрецы пришли к заключению, что женщины — амонитянки и моавитянки — могут выходить замуж за евреев, поскольку сказуемое в стихе стоит в мужском роде и именно мужчины обязаны были встречать и приветствовать гостей, а не женщины (Евамот 77а).

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.