Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

«Когда мудрецы начали изучать недельную главу “Кдошим”, то возрадовались», — рассказывает книга еврейской мистики «Зогар» — «Сияние».

— Почему нам важно знать, что мудрецы ощутили радость, приступив к изучению темы святости? — спрашивает рав Шор в книге «Ор Гедалиягу».

— Мудрецы стремились к духовному совершенству, — объясняет рав Шор. — И когда начали изучать тему обретения святости, то возрадовались, ибо в этом состояла вся цель их жизни. Более того, слова «Станьте святыми!» читаются на иврите не только как указание исполнить заповедь, но и как обещание: «Вы станете святыми!» Как бы это ни казалось недостижимым, если вы захотите, то сможете стать святыми! Потому мудрецы возрадовались, осознав, что обретение святости возможно!

У каждого, кто был знаком с равом Гамбургом, есть все основания для радости, ибо, без всякого преувеличения, он был знаком со святым человеком, который своей жизнью вдохновлял и одновременно обязывал всех нас…

Что означает быть святым? — спрашивал рав Шимон Шкоп в книге «Шаарей Йошер». — Посвятить свою жизнь другим! Преодолевая эгоизм и гордыню, с уважением и любовью служить людям!

Рав Гамбург посвятил себя, без остатка, своей семье и своим ученикам, которые провожали его в последний путь.

— Дядя Саша был для меня не только учителем и раввином, но и отцом, с которым я поддерживал самые теплые отношения на протяжении 20 лет, — вспоминал Гена Михайлов своего первого учителя в «Синай Академи». — Он производил на ребят неизгладимое впечатление тем, что никогда никого не обижал, никогда не сердился, ко всем относился с уважением. Ему можно было, не боясь, все рассказать, он выслушивал каждого с пониманием и без осуждения. Рав Гамбург был самым скромным человеком, которого я знал, скромнее его, наверное, был лишь Моисей…

Вспоминая об удивительной скромности рава Гамбурга, его друзья и близкие отмечали, что родился он 7 адара, в день рождения Моисея, о котором сказано в Торе, что он был «скромнейшим из людей».

Александр родился в 1945 году в Москве, окончил Московский электротехнический институт связи, в конце 70-х годов репатриировался в Израиль, где начал изучать Тору у легендарного рава Ицхака Зильбера.

В 1988 году рав Гамбург стал преподавателем мехины — подготовительного класса еврейской школы «Синай Академи» в Бруклине. В мехину приходили ученики старших классов, дети новых иммигрантов, которые недавно приехали из России. Многие из них не знали английского языка и, конечно же, были далеки от еврейских традиций. Как воспитать в этих подростках интерес к Торе, любовь к своему народу? Для этого требовалось не только особое педагогическое мастерство, но и искренняя любовь к людям. Рав Гамбург любил всех своих учеников отеческой любовью, принимая их такими, какие они есть, любя не только способных, но и бесталанных, не только послушных, но и строптивых. И они отвечали ему сыновней любовью. И если испытание временем является подлинным критерием педагогического успеха, то рав Гамбург действительно преуспел. Его ученики сохраняли уважение и любовь к своему учителю на долгие годы…

Конечно же, учитель обязан любить каждого ученика, как сказано: «Люби ближнего, как самого себя!» (Ваикра, 19:18). Но существует еще одна заповедь, обязывающая относиться с особой деликатностью и любовью к беззащитному пришельцу, в частности к ребенку иммигрантов. «И когда будет жить пришелец в земле вашей, не притесняйте его… Люби его, как самого себя, ибо пришельцами были в земле египетской, Я — Всевышний, Б-г ваш» (Ваикра, 19:33—34). Эту заповедь любви выполнял рав Гамбург, общаясь со своими недавно приехавшими учениками и их родителями на протяжении двух десятилетий…

Многие заповеди напоминают нам об Исходе евреев из Египта, об обретении свободы, которая вдохновляет нас верой в наше будущее раскрепощение. Однако есть одна заповедь, которая является духовным богатством, обретенным не во время Исхода, а еще в Египте. Мы горько страдали в египетском рабстве, и память о горьких страданиях в рабстве помогает нам в полной мере оценить всю сладость свободы. Более того, эти страдания научили нас состраданию и любви к людям, оказавшимся в нашем положении — пришельцев.

Пережитая обида — это испытание, которое может сломить одного, а другого сделать деликатнее и тоньше. Есть люди, которые, испытав боль, готовы сделать больно другим. Но есть и другие, которые, сами ощутив боль, не доставляют боль другим. Потому из нашей боли мы извлекаем урок любви к ближнему. «Не делай другому того, что ненавистно тебе!» — учил Гилель.

Нет ничего проще, чем вежливо общаться с обладающими силой и властью людьми, вышестоящим руководством. Но ведь важно не обижать беззащитных людей, которые не могут ответить, не умеют за себя постоять. Впрочем, именно в общении с попадающими в зависимость от нас людьми и открывается наше истинное лицо. Не случайно Тора предупреждает не обижать вдову, сироту, пришельца: «Пришельца не обижай и не притесняй его, ибо пришельцами были вы в земле Египетской. Ни вдовы, ни сироты не притесняйте» (Шмот, 22:20 — 21).

«Пришельца не обижай» — это оскорбление словом, — поясняет Раши. — «Не притесняй его» — силою отнимая достояние (не обижай его в том, что касается имущества). Тридцать шесть раз Тора предупреждает не обижать пришельца!

Мудрецы запрещают напоминать человеку об унижающем его прошлом. «Пришельца не обижай» — не говори ему: «Вчера еще ты поклонялся идолам, а сегодня пришел изучать Тору, которая дана из уст Всевышнего», — приводит Раши мнение мудрецов Талмуда (Бава Мециа, 58). «Люби его, как самого себя, ибо пришельцами были вы в земле Египетской» — «Если оскорбишь его, он тоже может оскорбить тебя, сказав: “Ты также происходишь от пришельцев” — объясняет Раши. — В недостатке, который и у тебя самого есть, не укоряй ближнего твоего».

Почему в конце указания не обижать, а проявлять любовь к пришельцу, сказано: «Я — Всевышний, Б-г ваш»? «Я твой Б-г и его Б-г!» — поясняет Раши. Даже если человек не может постоять за себя или отблагодарить, то Всевышний накажет обидчика или вознаградит того, кто помогает беззащитному человеку.

«Вы сами пережили жестокость, в которой погрязла страна, отказывающаяся признавать права пришельцев, — поясняет рав Гирш. — Ваше несчастье в Египте состояло в том, что вы были “пришельцами”, что привело к вашему “порабощению” и “угнетению”. Поэтому ваш закон дарует всем жителям вашей страны, местным и пришельцам, равные права. Ваше стремление к святости обязывает, чтобы вы сделали пришельца равным со своим урожденным собратом и в вашем отношении, и в вашей доброй воле. Своей любовью, которую вы оказываете пришельцу, вы демонстрируете, что действительно признаете Всевышнего своим Б-гом, принимая с братской любовью всех Его детей. Любовь и уважение к пришельцу — это подлинная проверка вашего страха и любви к Б-гу».

И если так, то уровень святости, духовного совершенства человека и проявляется в его отношении к слабому!


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?