Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рав Шимон Шкоп и его правнук

Несколько лет тому назад в здание еврейской школы «Синай Академи» в Бруклине вошел высокий молодой человек. Длинные волосы свисали на его плечи, а узкие джинсы и футболка обтягивали тело. Он совсем не похож на еврея, подумал я. Наверное, мексиканец, пришел искать работу.

К моему удивлению, молодой человек представился еврейским именем Шломо и сказал, что хотел бы перейти из 11-го класса городской школы в нашу еврейскую. Преподаватели с опаской посмотрели на подростка: не привнесет ли он «дух улицы», от которого мы стараемся уберечь наших учеников.

— Как ты узнал о Синай Академи? — спросил я его.
— Вы знаете мою тетю Регину, она рассказала мне о школе, — ответил он.
— Но ведь она родственница великого раввина, рабби Шимона Шкопа! — воскликнул я.
— Да, он мой прадед, — спокойно сказал Шломо.

Я не мог сдержать волнения. Однажды, будучи студентом иешивы в Иерусалиме, я должен был дать свой первый урок Талмуда. Всего два года назад я приехал в Израиль и поступил в иешиву «Атерет Исраэль». После женитьбы перешел в «Колель» — колледж для раввинов. Одно из правил «Колеля» заключалось в том, что каждый из нас должен был дать урок по изучаемой в тот момент теме Талмуда. Но что нового я, новый иммигрант, смогу сказать этим людям, которые всю жизнь изучают Тору?

К тому же тема попалась мне сложная: «Два фактора к ужесточению закона». За день до моего урока я вернулся из «Колеля» домой в полной растерянности: мне не удалось разобраться в теме. Что же делать?

Не зная почему, я протянул руку к книжной полке и, не глядя, взял первую попавшуюся книгу. Так же не глядя, я открыл ее посередине, случайно бросил взгляд на страницу, и к изумлению прочитал: «Два фактора к ужесточению закона — это…»!

Рабби Шимон Шкоп, прославившейся глубиной мышления и безупречностью логики, объяснял нужную мне тему в своей книге «Шаарей Йошер». Благодаря этому чуду, я не только успел подготовиться к уроку, но, что гораздо важнее, открыл для себя целый мир тончайшего талмудического анализа. С тех пор «Шаарей Йошер» стала моей настольной книгой. Отдельные части этой книги я с удовольствием изучаю с учениками Синай Академи. Когда мой сын Мойше готовился к бар-мицве, он выбрал темой своего выступления главу книги рабби Шимона Шкопа…

А сегодня правнук этого великого раввина стоит пред мной и просит взять его в школу! Я рассказал Шломо эту историю и, конечно же, принял его в Синай Академи. И произошло еще одно чудо. По окончании школы Шломо продолжил изучение Торы в иешиве «Кол Яаков» в Монси, к северу от Нью-Йорка. От «тети Регины» я знаю, что Шломо продолжил свое профессиональное образование в колледже.

Будьте святыми!

«Шаарей Йошер» рабби Шимона Шкопа — это солидный двухтомник, полный глубоких разъяснений к сложным юридическим и экономическим темам Талмуда. И все же, может быть, самым важным в этой книге является предисловие — одна маленькая страничка, посвященная поиску смысла жизни.

Что означают слова, с которыми обратился Всевышний к еврейскому народу и с которых начинается недельная глава Кдошим: «Будьте святыми, ибо свят Я, Всевышний» (Ваикра 19:2)?

В качестве введения к теме приведу слова Раши и Рамбана. Раши поясняет: «Будьте святыми» — значит, будьте «прушим» — «отделенными» от запретов. Кстати, от ивритского слова «прушим» происходит слово «фарисеи», так называли христиане соблюдающих заповеди евреев. Согласно Раши, слова «будьте святыми» являются указанием — исполняйте заповеди!

Это не только заповедь, но и обещание, и благословение, добавляет американский раввин рабби Гедалия Шор. Точно так же, как акт щедрости и милосердия делает человека добрее, практическое исполнение всех заповедей Торы возвышает и освящает человеческую душу. Потому Тора обещает человеку: будете соблюдать заповеди, будете, то есть станете, святыми!

Освятите себя даже тем, что вам разрешено! — так поясняет Рамбан это место в Торе. По его мнению, смысл слов «будьте святыми» состоит не только в том, чтобы призвать евреев соблюдать заповеди, но и в том, чтобы человек умел ограничивать себя в дозволенном. Важно, чтобы еврей обладал силой воли и его разум мог ограничивать его желания. Иначе, например, можно стать обжорой и объедаться кошерной пищей.

«И превосходства человека над животным — нет», — утверждает мудрый царь Соломон в своей книге «Экклезиаст 2:19». Неужели действительно нет разницы между человеком и животным? Возможно, что смысл слов царя Соломона прямо противоположный: в слове «нет» — и выражается разница!

Превосходство человека и его отличие от животного, которое так же, как и он, ест, пьет, размножается, и состоит в его способности сказать себе — нет! Животным правят только инстинкты, оно не способно отказать себе ни в чем. Лишь человек, обладающий разумом и свободой выбора, может сказать нет своему инстинкту. Будь святым, то есть будь человеком с большой буквы, руководствуйся в своей жизни благородством и совестью души.

Посвяти себя другим!

В своем предисловии к книге «Шаарей Йошер» рабби Шимон Шкоп утверждает, что заповедь «будьте святыми» является всеобъемлющим принципом нашей жизни. Ее смысл состоит в том, чтобы мы посвятили себя, все наши стремления и силы служению окружающим нас людям!

Человек сотворен по образу и подобию Всевышнего. Слова Торы «будьте святыми, ибо свят Я, Всевышний» призывают нас уподобиться Всевышнему. Подобно Ему, который сотворил и поддерживает этот мир для других, человек должен посвятить свою жизнь, свой мир другим людям.

Чем больше в человеке альтруизма, тем больше он уподобляется Всевышнему и ближе к святости. И чем больше в человеке эгоизма, тем дальше он от Б-га и совершенства святости. Очевидно, что любовь человека к себе самому является причиной многих дурных черт характера (гордыня, зависть) и плохих поступков (унижение других, грабеж, воровство).

Получается, что любовь к себе и любовь к другим вступают в противоборство в сердце человека и противоречат друг другу.

Но если так, то почему несколькими предложениями позже Тора указывает: «Возлюби ближнего, как самого себя!» (Ваикра 19:18), — то есть одновременно любить и себя и других?

Кто я?

Весь вопрос в том, как мы определяем свое «я», объясняет рабби Шимон Шкоп. Духовный уровень каждого человека выражается в том, как он отвечает на этот вопрос. Грубый и низкий человек ограничивает свое «я» своим телом. Он подчиняет жизнь физическим нуждам тела: как себя накормить, одеть…

Более совершенный человек определяет свое «я» — как единение души и тела. Он заботится не только о теле, но и направляет свои силы на развитие и укрепление души. Еще более совершенен тот, кто включает в свое «я» свою семью и проявляет заботу о ней.

Заповедью «Возлюби ближнего, как самого себя!» Тора обязывает нас «включить» в свое «я» всех евреев. «Праведник — основа мира», — сказано в притчах царя Соломона (Мишлей 10.25). Потому праведный человек любит и ощущает чувство ответственности за весь мир, все человечество.

Лишь в том случае, когда «я» человека включает его близких, исчезает противоречие между любовью к себе и любовью к другим в заповеди «возлюби ближнего, как самого себя!».

Если человек заботится о себе для того, чтобы у него были силы служить семье, своему народу и нести добро в этот мир, то, по сути, он заботится не только о себе, но и о других. Даже если он и берет что-то для себя, то для того, чтобы дать. Впрочем, есть люди, которые корысти ради готовы дать другим только для того, чтобы взять себе.

Суть поступка зависит от намерения человека: то, во имя чего он дает или берет. Человек, живущий для других, отдает даже тогда, когда берет. А тот, кто живет только для себя, берет даже тогда, когда дает. Не случайно взятка, которую дают, происходит от слова «взять»!

Два человека садятся за стол. Один ест для того, чтобы жить, чтобы у него были силы творить добро. Другой живет для того, чтобы есть. Кого из них назвал бы царь Соломон человеком?

Конечно же, человек должен заботиться о себе, как говорил Гилель в «Поучении отцов» (1:14): «Если я не за себя, то кто же за меня?»

Однако если он думает только о себе, то неизбежно ощутит пустоту в жизни и бессмысленность своего существования: «Если я только за себя, то что я!» Не случайно — что, а не кто!

Будьте святыми! Тора обращается к каждому из нас: будь Человеком! «И если не сейчас, то когда?»


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?