Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.

ВОТ РОДОСЛОВНАЯ АЃАРОНА И МОШЕ В ДЕНЬ, КОГДА БОГ ГОВОРИЛ С МОШЕ НА ГОРЕ СИНАЙ. И ВОТ ИМЕНА СЫНОВЕЙ АЃАРОНА: ПЕРВЕНЕЦ — НАДАВ, АВИЃУ, ЭЛЬАЗАР И ИТАМАР (Бемидбар, 3:1,2)

Раши цитирует Талмуд (Санѓедрин), который поясняет, почему написано «Вот родословная Аѓарона и Моше», а упомянуты только сыновья Аѓарона. — Отсюда следует: кто учит Торе сына ближнего, как Моше (см. Эрувин), как бы дает ему рождение.

«Нет обнаженней человека, чем тот, у кого нет Торы и заслуги исполнения заповедей».

Мы обязаны одевать тех, кто наг. Тем более, обеспечивать духовной одеждой тех, кто ее лишен (Аѓават хесед).

Школа Ѓилеля учит: «Человек обязан учить Торе всех. Потому что многие были грешниками, а их дети стали праведными и благочестивыми». То есть благодаря учению изменились не только они, но и их дети и дети детей стали праведниками (Авот дераби Натан и Биньян Йеѓошуа).

НАСО

И НАПИШЕТ СВЯЩЕННИК ЭТО ПРОКЛЯТИЕ НА ПЕРГАМЕНТЕ, И СОТРЕТ ЕГО В ВОДУ ГОРЕЧИ (Бемидбар, 5:23)

Пока был Храм, женщина, которую муж заподозрил в неверности, могла доказать свою чистоту. Коэн давал ей выпить воду, в которую стирал надпись с именем Бога. Если была виновна, в муках умирала. А если невиновна, вода не приносила ей вреда. Более того, в положенный срок у нее рождался ребенок, даже если прежде была бесплодна, а муж после этого испытания не мог с ней развестись. Хотя в обычных обстоятельствах имя Бога запрещено стирать, ради восстановления мира между мужем и женой Он разрешает пойти и на это.

Пеле йоэц пишет, что родители мужа и жены должны всеми силами избегать споров и ссор. Если видят неправильное поведение молодых, не должны рассказывать сыну или дочери, что невестка или зять неправильно поступили. Передача такой порочащей информации может причинить большие страдания.

ОЗАРИТ ТЕБЯ БОГ ЛИЦОМ СВОИМ И ПОМИЛУЕТ ТЕБЯ (Бемидбар, 6:25)

Мы должны уподобляться Богу, а как это возможно, исходя из этого стиха?

Шамай сказал: «Принимай каждого с приветливым выражением лица» (Пиркей авот). Это можно разделить на три части:

  • 1) Минимум, что надо делать, — повернуться лицом к человеку, смотреть ему в лицо, а не приветствовать профилем. Когда близкие люди (отец или жена) входят в комнату, повернитесь к ним, покажите им свое лицо.
  • 2) Мало обратиться к человеку с ничего не выражающим каменным лицом, покажите интерес к нему. Если у вас плохое настроение, не показывайте этого.
  • 3) Лицо должно быть приветливым и приятным.

Бог воздает человеку мера за меру (Сота), поэтому озарит Своим лицом того, чье лицо сияет для друга (Рав Авигдор Миллер, Пойте праведники).

Рав Матия, сын Хараша, говорил: «Первым приветствуй каждого человека» (Пиркей авот).

По разным причинам человек может колебаться, приветствовать ли первым. Одни считают, что это недостойно их положения. Другие боятся из-за чувства неуверенности, опасаясь, что ответом на их дружелюбие будет ледяное молчание. Но независимо от причин так поступать не следует. Всегда надо приветствовать первым. Талмуд (Брахот) говорит, что никому не удавалось поздороваться с раби Йохананом бен Закаем первым, даже язычнику на базаре.

Это правило особенно важно при встрече с тем, кто враждебно настроен или просто не в лучших с вами отношениях. Сердечное приветствие может смягчить его враждебность, разрушить стену непонимания и горечи, которая вас разделяет. Нет силы, которая сравнилась бы с улыбкой по способности разрушать ледяную стену ненависти (Этика с Синая).

Аѓарон, первосвященник, дружескими приветствиями побуждал людей раскаиваться. Он тепло приветствовал того, кто согрешил, и в следующий раз, собираясь сделать грех, тот думал: «Аѓарон всегда так приветливо меня встречает, как же я на него посмотрю, если согрешу?» Так он отвращал людей от греха (Авот дераби Натан).

Если вы встречаете двух людей, один из которых одет богато, а другой — бедно, и первого приветствуете с большим энтузиазмом, чем второго, вы виновны в фальши. Выходит, вы приветствуете не человека, а его одежду (Ор йохэйл).

Есть обязанность отвечать на приветствие. И когда вы этого не делаете, вы виноваты в воровстве (Брахот).

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


С приходом Гитлера к власти стал нарастать террор по отношению к евреям в Германии, который вынуждал евреев к массовой эмиграции из Германии. После начала войны планы Гитлера изменились: он захотел очистить от евреев не только Германию, но и всю Европу. Но евреи не были лишь жертвами войны: сотни тысяч сражались на фронтах, в партизанских отрядах и подпольях в гетто Читать дальше

«Иди, сынок». Глава 2

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм

«Иди, сынок!». Глава 7

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

автобиографическая книга еврейского подростка из Польши

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 6: Снова в западне.

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 4: Очертания чуда

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»