Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.

Во многих семьях конфликты между родителями и детьми разыгрываются, как по установленному сценарию, — пишет американский психолог Хаим Гинот в своем бестселлере «Между родителем и ребенком. — Ребенок делает или говорит что-то “плохое”. Родитель упрекает его в оскорбительной форме. Ребенок отвечает еще “хуже”. Тогда родитель кричит, угрожает или прибегает к рукоприкладству».

— Натан, прекрати играть с чашкой, ты ее разобьешь! — предупредила мама девятилетнего сына. — Ты всегда бьешь посуду!

— Нет, я не разобью! — не согласился Натан, но в тот же момент чашка выпала из его рук и разбилась.

— Ты такой глупый, все ломаешь в этом доме!

— Ты тоже глупая! Ты сломала папину электробритву.

— Ты назвал маму глупой, грубиян!

— Ты первая назвала меня глупым!

— Замолчи, еще одно слово — и я тебе покажу!

— Покажи!

Реагируя на прямой вызов своему авторитету, мать в гневе начала сына лупить. Пытаясь вырваться, Натан оттолкнул ее, и она ударилась рукой о стеклянную дверь. При виде крови Натан в страхе выбежал из дому…

Оправданна ли эта ссора? Не так важно, сумела ли мать отучить сына «играть» с чашками, как важен тот отрицательный урок, который вынес Натан о маме и о себе.Можно ли было предотвратить конфликт?

Увидев играющего с чашкой сына, мать могла взять чашку из его рук и предложить, к примеру, поиграть в мяч. Позитивное указание более эффективно, чем парализующий упрек.Когда же чашка разбилась, мать могла воздержаться от осуждения сына. Оскорбляя ребенка, она спровоцировала его ответную реакцию. Если бы, вместо этого, мама помогла сыну собрать осколки, он, возможно, осознал бы свою ошибку и извинился перед ней.

Ее угроза «бросила вызов» чувству собственного достоинства ребенка, вынудив его пойти на конфронтацию. Рукоприкладство матери не только вызвало в сыне негативные по отношению к ней чувства, но и явилось «примером для подражания», демонстрирующим допустимость насилия. Как будет вести себя этот ребенок, когда вырастет и у него появится своя семья? Из кажущихся незначительными инцидентов ребенок извлекает важные уроки, формируя свою систему ценностей…

Чем громче мы кричим, тем хуже нас слышат. Обидные упреки превращают людей в глухих. Что же делать, чтобы наши слова были услышаны?

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.

«Кто в нашем поколении умеет упрекать?» — риторически вопрошали мудрецы Талмуда. Для того чтобы критическое замечание было услышано, необходимо умение. Тот, кто умеет тактично высказывать критику, обладает великим искусством, необходимым как в воспитании детей, так и в каждодневном общении с людьми.

Два человека могут произносить одни и те же слова, но иметь разные намерения. Чей упрек будет услышан: того, кто упрекает другого, выражая таким образом свою неприязнь, желая над ним возвыситься, или того, кто обращается к другу с упреком из-за любви к нему, осознавая свою ответственность за его благо?

«Не ненавидь брата в сердце своем. Упрекая, упрекни ближнего и не понесешь за него греха. Не мсти и не храни зла на сыновей своего народа, а возлюби ближнего, как самого себя!» (Ваикра 19:17—18).

Почему заповедь упрека предваряет запрет «ненавидеть брата»? Потому что тот, кто не преодолел ненависти и не «возлюбил ближнего», не сможет его упрекнуть, — пишет Эвней Эзель. — Чем больше отец любит своего сына, заботится о его воспитании, тем скорее исходящий из его любящего сердца упрек проникнет в сердце сына. Упрекая друга, нужно дать ему понять, что вы делаете это для его же блага, пишет Сефер ха-Хинух.

Почему в Торе сказано дважды «упрекая упрекни»?

— Упрекай друга так же, как ты бы упрекал себя: с деликатностью, пониманием, снисхождением, любовью.

— Сначала упрекни себя, лишь потом упрекай других! Упрекая друга, удостоверься, что в тебе самом нет того же недостатка. В противном случае твой упрек не только не будет услышан, но и станет уроком двуличия: можно делать одно, а говорить другое.

— Упрекай столько раз, сколько будет нужно, не отчаиваясь, не теряя надежды на исправление друга.

Что означают слова «не понеси за него греха»?

Если ты можешь упрекнуть ближнего, но не делаешь этого, то становишься соучастником его преступления — «несешь его грех», поясняет Рамбан. Однако, с другой стороны, упрекая ближнего, мы должны это делать деликатно, чтобы «не понести греха» за этот упрек. Упрекая друга, не стыди его, не заставляй его бледнеть прилюдно, комментирует Раши. Запрещено унижать людей, даже если упрек высказан конфиденциально, с глазу на глаз, — добавляет Хофец Хаим. Тот, чей упрек выражен в грубой форме, не только совершает грех, но и не исполняет заповеди упрека: ведь его слова все равно не будут услышаны, добавляет мой учитель рав Борух Эзрахи.

«В тот момент, когда ты упрекаешь другого, упрекай и себя! — писал ребе из Гур. — Не упрекай его во всей тяжести греха — “не поднимай на него всего греха”, ведь все евреи ответственны друг за друга. Если почувствуешь, что и ты несешь какую-то долю ответственности за его грех и раскаешься в этом, то и он раскается в своем грехе».Воспитывая детей, родители должны помнить, что дети — зеркало семьи, в котором отражаются родители. Критикуя детей, мы зачастую указываем им на недостатки, которые есть в нас самих. Совершенствуя себя, мы показываем детям пример, достойный подражания. Воспитание детей — это, прежде всего, постоянный процесс воспитания самих себя.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?