Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Содержание раздела

Б-г призывает евреев: «Будьте святы!» и сообщает заповеди, необходимые для достижения этой цели. Запрещается: поклоняться идолам; есть мясо жертвенных животных по прошествии установленного срока; воровать и грабить; отрицать факт воровства; нарушать клятвы; присваивать чужое имущество; задерживать плату наемного работника; ненавидеть и проклинать евреев (в первую очередь, своих родителей); сплетничать и злословить; ставить преграды перед слепым человеком, в прямом и переносном смысле; вершить неправый суд; бездействовать, когда евреи находятся в опасности; позорить ближнего и мстить ему; держать зло на ближнего. Нельзя также скрещивать разные виды животных и растений; носить одежду из смеси шерсти и льна; снимать урожай с деревьев в первые три года после их посадки; гадать и ворожить; сбривать бороду и волосы на висках; наносить себе порезы в знак траура и делать татуировки.

Повелительные заповеди: Б-г призывает евреев «бояться» своих родителей и почитать старших; оставлять часть урожая бедным; любить ближних — евреев и «пришельцев» (неевреев, искренне принявших иудаизм); съедать плоды четвертого года (после посадки дерева) в Иерусалиме; почитать Храм; уважать мудрецов и знатоков Торы. Перечислены наказания за сексуальные преступления. Тора требует от евреев вести себя «свято» в семейной жизни; запрещает подражать другим народам — иначе Б-г изгонит их из Эрец Исраэль; требует соблюдать кашрут, в первую очередь, как знак отделенности еврейского народа.

Честность любой ценой

В повелении «Не кради», входящем в состав Десяти Речений, речь идет не о заурядном воровстве, а о похищении человека с целью вымогательства или продажи, за которое полагается смертная казнь. Запрет воровства денег и имущества мы находим в сегодняшнем разделе: «Не крадите, не отрицайте истину и не обманывайте друг друга» (19:11). Сама связь кражи с обманом в этом стихе указывает на ее широкое практическое толкование.

Вам не приходилось ездить «зайцем» в общественном транспорте, или работать «по-черному» без выплаты налогов, или фиктивно разводиться для получения жилплощади (на старой родине) и дополнительных пособий (на новой родине)? Можете не отвечать, послушайте лучше, как выполнял заповедь «не крадите…и не обманывайте» раби Исраэль Меир Акоэн (Хафец Хаим), признанный лидер довоенного религиозного еврейства, автор фундаментальных работ по иудаизму и истинно святой человек в только что рассмотренном нами значении, живший в польском городе Радине.

Однажды Хафец Хаим отправился в другой город для продажи своих книг. На железнодорожную станцию он прибыл поздно и не успел оплатить в кассе стоимость провоза ящиков с книгами. Один из пассажиров узнал Хафец Хаима и, желая помочь ему, уговорил контролера пропустить багаж бесплатно, по одному проездному билету. К его удивлению, Хафец Хаим решительно отклонил эту услугу. Он настаивал на полной плате за багаж, говоря: контролер не хозяин поезда, а наемный работник; поезд принадлежит государству, и кто дал контролеру право лишать государство законной прибыли?

Еще эпизод. Перед выходом в свет своего прославленного алахического труда Мишна брура, Хафец Хаим поехал в Варшаву, где находилась типография, и несколько месяцев тщательно вычитывал текст во всех экземплярах: во-первых, потому что в юридическом справочнике такого уровня не допускались никакие ошибки и опечатки, и во-вторых, он считал, что продажа книги даже с малейшим типографским браком граничит с кражей. Хафец Хаим очень ценил свое время, но деньги своих читателей ценил еще больше.

И еще одна история. Жители Радина не верили своим глазам. Хафец Хаим, такой предусмотрительный и организованный человек, бежал куда-то по улице перед самым зажиганием субботних свечей. Оказалось, что один из работников местной типографии, где печаталась очередная работа Хафец Хаима, ушел раньше домой, не получив дневную плату. Обнаружив это упущение, великий ученый поспешил в дом рабочего, чтобы полностью расплатиться с ним до наступления шабата в полном соответствии с указанием Торы из сегодняшнего раздела: «Не обижай ближнего и не грабь, не задерживай у себя на ночь заработка наемника твоего до утра» (19:13).

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?