Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Царь мира — наш Отец, Который на Небесах, вывел нас «из дома рабства», а если бы этого не произошло, то и сегодня мы были бы порабощены фараоном в Египте

Твое письмо благополучно дошло до меня. Из него следует, что ты стараешься заложить основы веры в совершенном знании. Хорошо ты поступаешь! Это — самое главное, чего от нас требует Царь мира, и «если это есть — все есть». Первая заповедь, которую мы получили на горе Синай: «Я — Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египта, из дома рабства»[44]. До тех пор ни один раб не мог бежать из Египта — столь искушенными в колдовстве были египтяне. Наверное, ты уже слышал от меня об их огромных познаниях. Сказано в Торе: «И призвал также фараон мудрецов и колдунов, и сделали они, чародеи Египта, своим колдовством так же»[45]. Наши мудрецы поднимают в связи с этим следующий вопрос: что означает «и сделали так же»? Мидраш объясняет, что, когда Моше превратил посох в змея, фараон призвал маленьких детей — и они сделали то же самое: «И они бросили каждый свой посох, и те превратились в змеев…»[46] Следует прочесть, что об этом говорит Мидраш: «Фараон начал насмехаться над Моше и Аароном и кудахтать, как курица… Он послал привести детей из школы чародейства и колдовства, и сделали они то же… И позвал свою жену, и она сделала то же»[47]. Насколько умудренными были египтяне в чародействе и колдовстве!

По-видимому, все это было нужно для того, чтобы укрепить заблуждение фараона и ожесточить его сердце, — поскольку «Желающему оскверниться предоставляют такую возможность»[48]. Именно это и стало началом падения царя Египта. А после того, как наш народ гордо и открыто вышел из Египта, все человечество узнало о Б-жественном всемогуществе. Никто в мире не отрицает Исход из Египта и сопутствовавшие ему чудеса и знамения: они слишком давно и широко известны, чтобы их можно было отрицать. Более того, и сегодня каждый может увидеть место, где еврейский народ пересек Красное море, и этот путь отмечен на карте мира.

И вот, нам становится ясно, что Царь мира — наш Отец, Который на Небесах, вывел нас «из дома рабства», а если бы этого не произошло, то и сегодня мы были бы порабощены фараоном в Египте. Поэтому Всевышний начал Свои Десять речений на горе Синай с упоминания об этом важнейшем событии, дабы показать, что по всем законам нам следует принять на себя Царство Небес еще тогда, когда мы пребываем в грубых материальных телах. А увидеть, что у нас есть Небесный Отец, мы должны для того, чтобы понять: для нашего счастья и блага Он дарует нам заповеди, которые только лишенный чувств может воспринять как гнетущую ношу и обузу. Но наделенный разумом именно из истории Исхода из Египта прекрасно поймет, что этот мир — «преддверие» к Грядущему миру. Мне трудно много писать, но я хочу это тебе прояснить. «Будь сильным и мужественным»[49], — сказал Г-сподь Йеошуа, и насколько же мы нуждаемся в развитии в себе духовных сил. Я хочу еще немного написать тебе, чтобы все это глубоко укоренилось в твоем сердце.

Изучая природу человека, мы замечаем, что то, к чему он привык с юности, для него очень важно, и он соблюдает и сохраняет привычные для него обычаи. А то, к чему он не приучен, кажется ему далеким, — и он не станет этого строго придерживаться[50].

Однако совсем иная ситуация с ведением материальных дел. Здесь человеку кажется несущественным только то, что, по его мнению, не принесет ему прибыль. Но если нечто, пусть даже запредельно удаленное, сулит ему выгоду, — он не посчитается ни с какими трудностями, рассчитывая на успех. И если мы задумаемся о духовности человека, то увидим, что он не принимает в расчет непривычное, отдаляя его от себя, — и это знак неустойчивости основ его веры. Подумай, друг мой, и постарайся это глубоко понять.

В Талмуде в трактате Псахим сказано[51]: «Человек должен смотреть на себя, как будто он сам вышел из Египта, как сказано: “И расскажи сыну твоему в тот день, говоря: ради этого содеял Г-сподь мне при моем Исходе из Египта”[52]». А Рамбам, разъясняя суть нашей обязанности, добавляет к этому высказыванию Талмуда одно слово: «Человек должен представлять себя так, как будто он сам сейчас вышел из Египта»[53]. Но кто на такое способен? Человеку необходимо потрудиться представить себе, что бы он испытывал, если бы действительно сам вышел оттуда. Для этого требуются большие усилия, серьезное изучение и глубокое размышление, однако лишь немногие следуют данному указанию Талмуда. Неспособность близко воспринять чувствами события давно минувших дней свидетельствует об отсутствии у человека основ веры, и, упаси Б-г, он исполняет заповеди только «по привычке»[54]. Да удостоимся мы укрепить основы своей веры! И если ты обратишься к словам Рамбама, то заметишь, что он пишет не «видеть себя», а «представлять себя»!

Там же Рамбам говорит: «Всевышний дал в Торе повеление: “И помни, что рабом ты был в земле египетской…”[55] — ты должен представить себе, как будто ты сам был рабом и стал свободным, когда тебя выкупили из дома рабства»[56]. И вот, я немного подробнее объясню приведенные выше слова «дом рабства», ибо прежде я изложил это слишком кратко, поскольку мне было трудно писать. Сказано в Торе: «Я — Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египта, из дома рабства»[57]. Слова «из дома рабства» на первый взгляд кажутся излишними, но на самом деле это не так. В начале этого стиха Тора сообщает нам главное: «Г-сподь, Который вывел тебя…», то есть Он всемогущ. А раз так, возникает вопрос: зачем Ему требуется служение человека? Несомненно, оно необходимо для нас самих ради нашего же блага. Если мы это поймем, то почувствуем, что обязаны самым трепетным и возвышенным образом благодарить Всевышнего за Тору, которую он даровал нам в вечное наследие. И нам должно быть очевидно, что в любом случае нам лучше служить Творцу, чем исполнять тяжелую и унизительную рабскую работу в Египте — и наделенному пониманием этого достаточно. И вот, ныне мы вышли из Египта, — ведь человек должен смотреть на себя, как будто он сам вышел из Египта… И глубоко вдумайся в это.


[44] Шмот 20:2.

[45] Шмот 7:11.

[46] Шмот 7:12.

[47] Мидраш Рабба, Ваэра, гл. 9.

[48] Йома 38б.

[49] Йеошуа 1:7.

[50] См. гл. 83 и 84 этой книги.

[51] Псахим116б.

[52] Шмот 13:8.

[53] Мишна Тора, «Хамец и маца» 7:6.

[54] Йешаягу 29:13. «И сказал Г-сподь: когда приближается этот народ, своими устами и губами почитает Меня, но сердце его далеко от Меня, и его трепет передо Мною — заповедь, исполняемая бездушно».

[55] Дварим 5:15.

[56] Мишна Тора, «Хамец и маца» 7:6.

[57] Шмот 20:2.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.