Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тора требует: «Знай же сегодня и возложи на сердце свое, что Г-сподь есть Б-г на Небесах наверху и на земле внизу, нет другого»

Наша недельная глава Торы Матот-Масъэй повествует о странствиях сыновей Израиля по пустыне Синай. Рамбан приводит комментарий Рамбама (Маймонида) о цели подробного перечисления в Торе всех остановок сыновей Израиля в пустыне. А после того, как прошлой зимой ты показал мне все их на карте, его слова еще более прояснились для меня. И вот, передвижение сыновей Израиля по пустыне — сильнейшее основание для укрепления нашей веры, — если понимать значение остановок в соответствии с комментарием Рамбама. Более того, мы видим своими глазами, что в нашем народе до сих пор сохранилась память о местах этих стоянок, что является прямым и воспринимаемым чувствами доказательством истинности Исхода евреев из Египта. «И двинулись сыновья Израиля из Раамсеса…»[32] — это является видимым глазу свидетельством, что общеизвестно и не нуждается в доказательствах. Всевышний пожелал, чтобы и сейчас глазам всех людей были открыты остановки, названия которых раскрывают нам глубочайший смысл сорокалетнего пребывания народа Израиля в пустыне Синай. Я очень благодарен тебе за все, что ты мне прояснил. И нет сомнения, что Рамбам своими глазами видел места их передвижений, — ведь иначе он не мог бы написать: «Повествование о странствованиях в пустыне приводится для того, чтобы никто не стал утверждать, что еврейский народ шел по пустыне, которая изобиловала водой и была богата растительностью». Точность этой карты очевидна и развеивает все возможные сомнения в ее достоверности. И вот, Исход из Египта был и навсегда останется общеизвестным и неоспоримым фактом, но сорокалетнее шествие по пустыне, когда для потомков Яакова выпадал ман и их сопровождал колодец с чистейшей водой, могло забыться, поэтому Всевышний и повелел записать в Торе названия всех мест, где останавливались сыновья Израиля.

И вот, чудо с маном объясняет нам всю тщетность чрезмерных усилий в обретении материального благосостояния: «И измеряли “омэром”, и не было избытка у собравшего много, а у собравшего мало не было недостатка…»[33] Сегодня я поделюсь с тобой рассуждением о глупцах, пребывающих в заблуждении: «И скажешь ты в сердце своем: сила моя и мощь моей руки принесли мне это богатство»[34]. Разве можно так думать? Представь себе главу крупной компании, где работают десять тысяч сотрудников, и молодого человека, который прислуживает хозяину, подавая ему требуемые вещи. Разве мы можем подумать, что этот юноша руководит всем предприятием? Аналогично этому никто из людей не способен поддерживать свою физическую жизнь — он лишь кладет пищу в рот, а всю работу по обеспечению его жизнедеятельности осуществляют многочисленные органы тела, сотворенные благословенным Б-гом. Это они притягивают, удерживают и усваивают питательные вещества и насыщают ими кровь. И разве человек регулирует работу своих кровеносных сосудов, обеспечивающих его жизнеспособность? А сколько должна сделать почва и, несомненно, множество ангелов, чтобы вырастить плоды и довести их до состояния, подходящего для употребления людьми! И разве кто-нибудь из нас заботится о правильной и регулярной работе органов своего тела? Что же сам человек делает для поддержания своей жизни? — Он только подносит ложку ко рту! А если мы скажем, что способность управлять жизнью коренится в мышлении, то давайте задумаемся, Кто дарует человеку разум? Может быть, он приобрел его в магазине или способен компенсировать недостаток своего понимания? Разум дает нам Творец. Его нигде не найти и не купить ни за какие деньги. Человек получает его в дар, — кто много, кто мало, — каждый, согласно решению высшей мудрости. Так что никто не может сказать: «сила моя и мощь моей руки принесли мне все это богатство»[35].

А если некто говорит такое, это не иначе как безумие. Однако склонность к столь непростительному заблуждению заложена в природе человека, как сказано: «Не то ты будешь есть — и насытишься, и дома добротные построишь — и поселишься. И твой крупный и мелкий скот расплодится, и серебро и золото у тебя приумножатся… И вознесется сердце твое, и ты забудешь Г-спода, Б-га твоего, Который вывел тебя из Египта, из дома рабства…»[36] Значит, это порочное заблуждение — неотъемлемая часть естества человека. И чтобы ему противостоять, Тора требует: «Знай же сегодня и возложи на сердце свое, что Г-сподь есть Б-г на Небесах наверху и на земле внизу, нет другого»![37] Однако по своей природе человеку не свойственно спрашивать совет у разума, и он устремляется к бессмысленным поступкам. Поэтому его награда за размышление — спасение от безумия. И разве может быть что-то более важное?[38]

На этом я закончу, во-первых, потому что мне трудно писать, а во-вторых, поскольку дальнейшие рассуждения могут помешать спокойно и правильно обдумать предыдущие. Да сопутствуют тебе благословение и успех!

Сегодня — в канун святого шаббата главы Матот-Масъэй — я немного добавлю к этому письму здесь, в тенистой беседке, в роще. Каждый раз, приходя сюда, я вспоминаю тебя к добру и ощущаю признательность за то, что ты сделал. Как-то я задался вопросом: почему люди не испытывают благодарность к тому, кто совершил добро для кого-то другого? Конечно потому, что человек любит самого себя! Он доволен, когда приятно ему самому, но остается равнодушным, если помощь оказана другому. Отсюда — ясный вывод Мусара, насколько люди далеки от любви к ближнему!

Но если всеми своими чувствами человек ощутит, что все необходимое для его жизни он каждое мгновение получает от благословенного Б-га, то, не колеблясь, подчинит Ему свое тело, душу и состояние, стремясь исполнить Его волю, соблюдать Его Тору и заповеди и обрести милость в Его глазах! Таков был уровень поколения Пустыни.

Из слов Рамбама, благословенной памяти, следует, что он и разумом, и сердцем ощущал милосердие Б-га к Его творениям, и именно поэтому исследовал передвижения сыновей Израиля по пустыне. Нет различия между маном и пищей, произрастающей из земли кроме того, что ман спускался с Небес[39], дабы сыновья Израиля узнали: «и питал тебя маном, чего не знал ты и не знали твои отцы, дабы дать тебе понимание, что не хлебом одним жив человек, но и всем, что исходит из уст Г-спода будет жить человек»[40]. Это знание предназначено также и для нас; поэтому Рамбам и призывает постоянно воспринимать его своими чувствами, чтобы исполнить заповедь «И возлюби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем достоянием твоим»[41]. Ведь если человек любит кого-то, он будет стараться исполнить его желания, как сказали мудрецы Талмуда: «Благо тому, кто вырос в Торе… и доставляет удовольствие своему Творцу»[42].

Это же имел в виду царь Давид в 139-ой главе Теилим[43], где он говорит о простых и ясных, на первый взгляд, понятиях, стараясь приблизить их к нашему чувственному восприятию.

Да удостоимся мы этой великой способности, дарованной всем, как мужчинам, так и женщинам, если они посвятят достаточно времени размышлениям на эту тему. И да поможет нам Милосердный не лениться мыслить, и будет нам благо.


[32] Бемидбар 33:5.

[33] Шмот 16:18.

[34] Дварим 8:17.

[35] Дварим 8:17.

[36] Дварим 8:12-14.

[37] Дварим 4:39.

[38] «Соблюдая Тору, каждый может идти уверенно, будто он ступает по железному мосту, как сказано: “Когда идешь, вести будет тебя…” (Мишлей 6:22). Тора ведет человека прямым путем к успеху, охраняя его от всего, что может причинить ему вред, но не лишая ничего по-настоящему приятного и полезного. И только человек, скованный путами привычек и связанный по рукам и ногам своими представлениями о жизни, выработанными его прежним, поверхностным восприятием, живет с ложным мировоззрением, находит оправдание всем своим недостаткам и полагается на силу и мощь своей руки». (Саба из Новардока, Уровень человека, гл. «Исправление качеств»).

[39] См. гл. 1 этой книги.

[40] Дварим 8:3.

[41] Дварим 6:5.

[42] Брахот 17а.

[43] В этом восхвалении описывается сокровенная тайна связи между Всевышним и душой человека. — Примечание редактора.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.