Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Я куда больше боюсь своих добрых дел, приносящих мне удовольствие, чем злых, которые внушают мне отвращение»Раби Нохум из Чернобыля
Тема

Египетское рабство

Египетское рабство евреев было как физическим, так и духовным. Сколько лет оно длилось и в чем была суть духовного порабощения — читайте в этом материале.

Египетское рабство — годы тяжелого порабощения евреев египтянами в Древнем Египте. Придя в Египет вольными людьми, потомки сыновей Яакова — евреи — со временем стали рабами фараона. Рабство было как физическим, так и духовным. Изнуряемые непосильным трудом, евреи все дальше отходили от законов праотцов. Но именно в период египетского рабства произошло формирование еврейского народа и подготовка его к принятию Торы. Рабство завершилось Казнями Египетскими и последующим Исходом евреев из Египта под руководством пророка Моисея (Моше). В память этого события установлен еврейский праздник Песах.

Оглавление

Евреи в Египте: превращение из гостей в рабов [↑]

Евреи не сразу стали рабами в Египте. В недельной главе Торы Ваигаш перечисляются, а в главе Шмот кратко повторяются имена сынов Израиля, которые вместе с праотцом Яаковом и своими семьями спустились в Египет по приглашению фараона свободными людьми — на лучшие земли, в область Гошен. В Египет спустилось лишь семьдесят евреев, но число их непрерывно росло.

Гнет усиливался постепенно. Когда престарелый фараон заболел проказой, покрывшей его от макушки и до ступней, египетские колдуны предписали фараону принимать ванны из крови. Для него ежедневно утром и вечером убивали по сто пятьдесят детей из сынов Израиля. Эта беда, усугубившая страдания евреев, и заставила их взывать к Всевышнему.

До смерти Леви, последнего из братьев, умершего в возрасте 137 лет, настоящего порабощения еще не было. Фактически, египтяне сначала заставили евреев работать уговорами и посулами. Евреи работали вместе с египтянами, которые, демонстрируя «любовь к царю», добровольно принимали участие в «общественных работах». Мидраш говорит, что и сам фараон в начале таскал на спине кирпичи вместе со всеми. Но даже в этот период, говорят комментаторы, когда работы были добровольно-принудительными, евреи уже чувствовали тяжесть рабства — еще предстоящего им.

К тому времени, что все старшее поколение (Йосеф и его братья) умерло, евреев стало так много, что новому фараону (мидраш говорит о двадцатилетнем Адикам-Авузе, карлике), не знавшему Йосефа, количество евреев в его стране показалось политически опасным, и он стал порабощать их уже всерьез. По другому мнению, фараон был тот же, но указы его были новыми, и он только делал вид, что не знал Йосефа и не помнил всего того блага, которое он принес Египту.

Начал фараон с того, что вменил евреям в обязанность строить для него города-хранилища, а вернее — перестраивать для этих целей уже существовавшие города Питом и Рамсес. Работа евреев в Египте вошла в поговорку. Когда идет речь об изнуряющем, тяжком труде, говорят «аводат парех». Тора словосочетанием «аводат парех» называет ту работу, которой заставляли заниматься евреев.

Казалось бы, что ужасного в изготовлении кирпичей? Всё дело в том, что настоящей задачей египтян было не построить города-хранилища, а изнурить, измучить евреев, истощить их силы настолько, чтобы они вдруг не помыслили воспротивиться и перейти на сторону врагов Египта в случае войны.

Слово «парех» содержит намек на «пэ рах» — мягкие уста. Ведь с мягких увещеваний началось порабощение. Сначала фараон объявил: «Каждый, кто изготовит кирпич, получит столько-то». И евреи трудились, не разгибая спины, чтобы побольше заработать. Тогда Фараон сделал следующее объявление: «Урочное же число кирпичей, какое они делали вчера и третьего дня, наложите на них, не убавляйте от него…» (Шмот 5, 8). Теперь им не только денег не платили — им даже соломы не давали для изготовления кирпичей. Их обязали самим собирать солому, а норму выработки оставили прежней. И не дай Б-г сделать хоть на один кирпич меньше — вместо кирпича в стену вмуруют младенца… (Раши на Санхедрин 101 б).

Аарон и Моше [↑]

Наш учитель Моше, величайший из пророков, и его брат Аарон, первый в ряду первосвященников, родились в Египте, в годы рабства.

За несколько лет до рождения Моше астрологи фараона предсказали, что среди евреев родится мальчик, который в будущем вызволит их из рабства, разрушив при этом весь Египет (Таргум Йонатан, Шмот1:15; Раши, Шмот1:16). А в ночь, когда был зачат Моше, фараон увидел тревожный сон. Призванные им толкователи и астрологи объяснили, что будущий избавитель Израиля уже находится в чреве матери. По совету мага Билама фараон повелел бросать в Нил всех новорожденных еврейских мальчиков, — ведь, согласно астрологическим предсказаниям, спаситель евреев должен был пострадать именно от воды (Шмот 1:22; Сота 12б; Сефер аяшар, Шмот;Шмот раба 1:18, Эц Йосеф; Оцар ишей аТанах, Моше3).

Следуя приказу фараона, египтяне выслеживали еврейских рожениц, отнимали у них младенцев и топили в Ниле. В течение трех месяцев новорожденного Моше прятали дома. Но египтяне все же о нем узнали, и его мать Йохевед положила малыша в корзинку и опустила ее в Нил.

Моше-рабейну чудесным образом спасся, чтобы в назначенный час вместе со своим братом Аароном выполнить беспрецедентную миссию, возложенную на него Вс-вышним: вывести евреев из Египта и привести их в Землю Израиля. Вс-вышний выбрал для этой миссии Моше и Аарона из колена Леви.

Левиты создали в Египте целый ряд ешив, в которых изучали традицию, полученную по цепи поколений от Адама и праотца Авраама (Хизкуни, Шмот5:4).

Когда большинство сыновей Израиля под влиянием изнуряющего рабского труда нравственно опустилось, перестало соблюдать законы праотцов и совершать обрезание, а затем, стремясь во всем походить на египтян, склонилось к идолопоклонству, только три колена не служили идолам — потомки Реувена, Шимона и Леви. И лишь колено Леви целиком сохранило праведный образ жизни и по-прежнему самоотверженно соблюдало учение праотцов (Бемидбар раба 15:12). Таким образом, Моше и Аарон никогда не были рабами, и потому имели потенциал для того, чтобы вывести на свободу еврейский народ.

Сколько длилось рабство? [↑]

В Торе три раза упоминается, сколько времени евреи были в Египте. Первый раз в виде пророчества праотцу Аврааму (Берешит 15:13) время заключения Брит бейн а-бэтарим (союза между рассеченными частями животных): «…знай, что будут жить твои потомки в земле не своей, и поработят их, и будут угнетаемы 400 лет». Во второй раз в момент выхода из Египта (Шмот 12:40): «А поселение сынов Израиля… в Египте 430 лет…». И в третий раз (в Шмот 12:41): «И было, в конце 430 лет… вышла вся армия Б-га из земли египетской».

Комментаторы по-разному подходят к расчёту количества лет египетского рабства. Независимо от способа подсчета лет, неоспоримо то, что было дано пророчество о 400 годах рабства, а по сути, в Египте евреи провели 210 лет. Вс-вышний обещал Аврааму, что четвертое поколение возвратится в Землю Израиля, и так оно было: «Считай поколения (от) него: Йеуда, Перец и Хецрон, а Калев, сын Хецрона, был среди вступивших на землю (Израиля)» (Раши на 16 пасук 15 главы Берешит).

Зачем было нужно евреям египетское рабство? [↑]

Как любое событие в еврейской истории, египетское изгнание было частью Б-жественного плана. Приведем более подробно то, что было предсказано нашему праотцу Аврааму. Там Тора говорит так: «И сказал (Вс-вышний) Аврааму: знай, что пришельцем будет потомство твое в земле не своей, и поработят их, и и будут угнетаемы 400 лет. И так же народ, которым они будут порабощены, буду судить Я, а после этого выйдут с имуществом большим» (Недельная глава «Лех леха» 15, 13-14).

Постановление о египетском рабстве изначально распространялось на потомство праотца Ицхака, у которого было 2 сына. Но один из сыновей — Эсав — испортился и не был выбран Вс-вышним в качестве продолжателя рода Авраама и, как следствие, потерял право на эту землю. Поэтому теперь для него и для его потомков отпала надобность спускаться в Египет.

Всю тяжесть египетского галута должны были вынести вместо обоих потомков Ицхака потомки одного лишь Яакова.

В те времена Египет был самым морально испорченным местом на земле, и египетское рабство было самым тяжелым рабством в еврейской истории. Если бы народ выдержал испытание египетского изгнания, и смог остаться в Египте на все четыреста лет, о которых Вс-вышний предупреждал Авраама, ему не пришлось бы испытывать четыре изгнания (Вавилон, Персия и Мидия, Греция, Рим) о которых говорил пророк Даниэль.

Евреи совершили бы все необходимые исправления в Египте, и смогли бы окончательно поселиться на своей земле, земле Израиля. Четыре сотни лет искупили бы все, что призваны были искупить четыре царства. Но, к сожалению, за двести десять лет пребывания там, народ опустился в сорок девять врат нечистоты, и должен был выйти раньше.

В трактате Недарим (32а) наши мудрецы говорят, что причиной египетского изгнания явился вопрос праотца Авраама: «А как я могу быть уверен в том, что это обещание исполнится? И что мои потомки действительно унаследуют Святую Землю навсегда?», в котором наши мудрецы усматривают некий промах, «оплошность». Авраам как бы сомневался в словах Творца. Для того, чтобы исправить его ошибку, еврейскому народу нужно было пройти через порабощение в Египте.

Египетское рабство во многих смыслах являлось подготовкой к получению Торы. С одной стороны, будучи в рабстве, евреи привыкли к подчинению чьей-то воле и к ограничению своей свободы. С другой стороны, как объясняется в книге «Ховот а-Левавот», это нужно было для того, чтобы научиться чувству благодарности, ведь человек воспринимает то, к чему привык, как должное, само собой разумеющееся. Чтобы служить Творцу всем сердцем, необходимо осознавать и чувствовать Его великое милосердие, которое проявляется в мире каждую долю секунды.

Маараль и Рамхаль показывают, что египетское изгнание не может быть только следствием оплошности праотца Авраама, и не может быть лишь подготовительным этапом дарования Торы. Пребывание еврейского народа в Египте имело самостоятельную цель.

Не зря наши мудрецы уподобляют египетское рабство формированию плода в утробе матери. Еврейский народ сформировался там вопреки всем «законам» истории: не на своей земле, не отдельно и независимо, а прямо внутри чуждой, враждебной среды, казалось бы, никак не способствующей нормальному развитию.

Именно это и закалило наш народ, дало духовные силы выстоять во всех испытаниях, иными словами, дало ему вечность. Как принято говорить: «Если мы уж пережили фараона, переживем и эту беду». В этом и есть суть египетского рабства: создать народ, которому не будет страшно ничто — ни изгнания, ни страдания, ни всяческие козни — иначе говоря, народ вечный, непреходящий, народ, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. И в этом заключается одно из самых великих чудес, как пишет Яаавец: существование еврейского народа как народа Торы на протяжении тысячелетий.

Выводить материалы