Из цикла «Даат тфила», темы: Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Нельзя жалеть того, у кого нет осознания (даат), как сказано: «Так как этот народ неразумный, потому не сжалится над ним Создатель его».
На первый взгляд, это странное высказывание: почему нельзя жалеть того, у кого нет осознания, ведь такой человек больше других нуждается в жалости? И почему не сжалится над ним Создатель его?!
А поскольку милосердие и молитва имеют много общего, ведь сама молитва называется «рахами», милосердием, мы приходим к выводу, что неразумный отрешен от от понятия молитвы. И тогда само собой — не жалеют его. Ведь если бы он имел отношение к молитве, то, несомненно, привлек бы милосердие.
Связь между знанием и молитвой и будет предметом обсуждения в данном эссе. Когда мы объясним эту связь, упомянутая выше странность также разрешится.
Прежде всего, нам нужно объяснить понятие «осознание» (даат).
«И наполнил Я его духом Б-жим, мудростью, пониманием и разумом, и всякой работой» (Шмот 31). «Мудростью: то, что человек слышит от других и учится. Пониманием: понимает одну вещь на основе другой, из вещей которые учил. Осознание: духом святости» (Раши).
Осознание: дух святости.
Наше удивление только возросло: неужели того, у кого нет духа святости, запрещено жалеть?! Разве дух святости — что-то легкое и простое, и от каждого еврея требуется его иметь, так что его не жалеют, если нет у него духа святости?!
Мы должны проанализировать весь объем вопросов, который включает понятие «Осознание». Тогда мы поймем, что разум не только является центральной осью и основной сущностью формы человека, но и включает в себя все основы вещей, которые мы объяснили по поводу столпа служения — молитвы.
«Если нет понимания — нет осознания, если нет осознания — нет понимания» (Авот 3:21). А рабейну Ицхак сын Шешета, благословенной памяти, написал в одном из респонсов, что осознание — это врожденные идеи, наподобие представления о том, что целое больше части. Такие идеи могут называться осознанием, поскольку (любой) знает это (и уверен в этом без сомнений). Понимание же — это производные, вторичные идеи, которые человек в состоянии вывести из врожденных. В таком случае, мишна говорит, что если нет знания, то есть, врожденных понятий, нет и понимания, вторичных идей, поскольку их неоткуда вывести. А если нет производных идей, то есть, понимания, способности получить новое знание из старого, нет и знания, то есть, тогда и врожденные идеи ни к чему. Они ведь не имеют смысла сами по себе, а нужны лишь для того, чтобы вывести из них вторичные идеи. Такова суть мнения (раби Ицхака). И ты видишь, что он тоже полагает, что понимание — более высокий уровень, чем знание. Однако его представление о том, что осознание — это врожденные идеи, ни в коем случае не представляется мне верным. Ведь стих (Шмот 31) говорит (о строителе Мишкана Бецалеле): «И Я наполнил его мудростью, пониманием и знанием», — но что же удивительного в том, что человек обладает врожденными идеями, которые есть у всех?! Кроме того, как тогда понять слова благословения: «Ты даруешь человеку знание… и одари нас от Себя пониманием и знанием…»? Кроме того, в пятой главе трактата Брахот (33а) говорится: «Если у человека есть знание, то Храм как бы отстроен в его дни»! Это можно было бы понять, если предположить, что в данном случае под знанием понимаются производные идеи, — однако все же этот подход представляется совершенно неверным. Истинным же является то объяснение, которое мы уже привели: осознание — это способность узнать и постичь вещи такими, как они есть, и тем самым суметь установить различие между ними. И эта способность — фундамент для понимания, поскольку, когда человек приобретает умение узнать истинную суть вещей и понять, чем они отличаются друг от друга, он может достичь и понимания. А без понимания нет знания, поскольку эта низшая ступень без высшей — лишь половина от целого (Маараль, Дерех Хаим).
Таким образом, осознание, по раби Ицхаку бар Шешету, это «врожденные идеи». А по Мааралю его суть — «способность узнать и постичь вещи такими, как они есть, и тем самым суметь установить различие между ними». Все это требует объяснения.
Мальбим объясняет так же, как и р. Ицхак бар Шешет: «Ибо знание относится только к вещи, которую человек знает ясно, и это вещь, которая известна через органы чувств или через врожденные идеи» (Притчи 1:2).
Рамбам, однако, говорит нечто подобное словам Маараля: « Что именно хотел Моше, учитель наш, постичь, когда сказал: “Покажи мне, прошу, Славу Свою”? (Шмот 33:18) Он хотел знать истинную сущность Святого Благословенного до такой степени, чтобы он знал в своём сердце, как знают человека, лицо которого видели не раз и чьи очертания врезались в память. И тогда человек этот отделен в сознании от всех других людей. Так хотел Моше, учитель наш, чтобы сущность Святого Благословенного была в его сердце отделена от сущностей всего остального — до достижения полного знания Его истинной сущности». (Законы основ Торы 1:11).
Но и то, и другое — слова Б-га живого, и Виленский Гаон объясняет понятие даат (осознание) по словам обоих: «Об этом сказали: “Ты милуешь человека осознанием”, что отличие человека от животного — это осознание (даат), врожденные идеи, а также Б-жественное знание — знать все вещи досконально, а не намеком. И это тоже называется знанием (даат), поскольку включает в себя мудрость и понимание. Мудрость — это то, что человек учит от учителя, и это подобно аксиомам и первичным постулатам. А понимание — это интуиция, и даат, разум, осознание, включает в себя и то, и другое. Ибо человек назвывается таковым вследствие обладания разумом. Ведь сказано: “И назвал их имя — человек” в день их сотворения с Б-жественным знанием на земле, со всеми понятиями и знаниями».
Отсюда мы учим, что лестница сознания такова: разум, мудрость, понимание и осознание. (На Святом языке разум и знание обозначается одним словом — даат). Мы должны объяснить эти понятия, насколько возможно.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?