Доброго времени суток! У меня такой вопрос. Когда мы что-то делаем и, не зная того, исполняем какую-либо заповедь, она нам засчитывается или нет? Спасибо за внимание! Н., Украина
Здравствуйте, Н.!
Вопрос, который Вы задаете, широко обсуждается в Талмуде и в галахической (законодательной) литературе. На талмудическом языке этот вопрос звучит так: «Мицвот црихот кавана о эйн црихот кавана?», что означает: нужно намереваться исполнить заповедь (во время исполнения заповеди) или нет?
По этому вопросу мнения мудрецов разделились (Рош а-Шана 28а). Рова считает: чтобы заповедь была засчитана, необязательно иметь намерение («кавана») исполнить заповедь. А по мнению раби Зейры «кавана» является обязательным условием, чтобы совершение какого-либо действия могло считаться выполнением заповеди.
Нет единого мнения по этому вопросу и среди ришоним (ранних комментаторов): Риф, Рош и Райвед считают, что «кавана» необходима, а Тосфот, Рабейну Йона и Бааль а-Маор считают, что «кавана» не обязательна. В конечном счете, Шульхан Арух (Законы чтения «Шма» 60:4) устанавливает закон согласно более строгому мнению, а именно: «Мицвот црихот кавана» — чтобы исполнить заповедь, мы должны намереваться исполнить эту заповедь.
Тем не менее, Мишна Брура (60:4) и другие законодатели перечисляют ряд исключений:
a. «Прия у-рвия» («плодиться и размножаться»), поскольку целью этой заповеди является рождение детей, а не процесс, ведущий к зачатию.
b. «Пидьйон швуим» (выкуп пленных), поскольку цель этой заповеди — вызволить человека из плена, а не произвести акт выкупа (Ковец а-Шиурим 2:23-26, А-Микнэ 53:3, Минхат Хинух 1-3, 29).
В отличие от таких заповедей, как «плодиться и размножаться» или выкупать пленных, суть заповедей, подобных «возношению» лулава в Суккот или трублению в шофар в Рош а-Шана, — именно в самом «возношении» или трублении, а не в результате, достигаемом посредством этих действий. Для выполнения этих заповедей намерение — «кавана» — является обязательным условием.
Важно отметить: приведенные выше мнения касаются только ситуаций «постфактум» — когда человек уже совершил действие, но забыл перед этим подумать об исполнении заповеди. Но изначально, согласно всем мнениям, нужно намереваться исполнить заповедь перед каждым действием, которое может считаться заповеданным.
С уважением, Моше Сытин
[1] Но автор «При Мегадим» считал, что и при исполнении этих заповедей нужна «кавана».
[2] Текст «Шма» представляет собой стихи из Торы.
[3] См. Шульхан Арух 475:4, на основании мнения Рамбама. Но Мишна Брура (34) приводит мнение автора «При Хадаш», который спорит с этим.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
Какой смысл, согласно Торе, в богатстве?
Рав Бенцион Зильбер
Правда, что во времена Храма было три десятины?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
О Десяти Заповедях, начертанных на Скрижалях Завета
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Гади Поллак
Рав Яков Шуб
В последнее время моя молитва становится более рутинной, не захватывает так, как раньше...
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Поколение, которое стояло на горе Синай, достигло невиданных духовных высот. Почему же Творцу потребовалось поднимать над ними гору?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону