Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законовед и автор критических заметок к "Мишне Тора"

Раби Авраам бар Давид из Поскьеры (Раавад Бааль Аасагот; 4880-4959 /1120-1198/ гг.) – выдающийся законовед, глава мудрецов Прованса.

 

Родился в Нарбонне. Изучал Тору в г. Люнеле у р. Мешулама бар Яакова  и в Нарбонне у р. Моше Меруана Алеви. Был также учеником, а затем и зятем р. Авраама бар Ицхака, автора книги Аэшколь.

 

Когда период ученичества завершился, Раавад основал собственную ешиву в небольшом местечке Поскьера возле г. Нима.

 

По свидетельству современника, «в эту ешиву приезжали изучать Тору из самых дальних земель, – Раавад был очень богат и содержал неимущих учеников за свой счет, обеспечивая все их потребности» (Биньямин из Туделы, Сефер Амасаот).

 

Еще в годы молодости Раавад написал хидушим (аналитические заметки) к нескольким трактатам Талмуда. Выражая восхищение его эрудицией, современники говорили: «Он охватывает весь Талмуд одним взглядом». Сохранились и изданы его хидушим к трем трактатам: Эйдуйот, Киним и Бава кама. Им составлены также комментарии к алахическим мидрашам, из которых сохранился только комментарий на книгу Сифра.

 

В 4910 /1150/ году вышла в свет книга его младшего современника, р. Зрахии Алеви (см.), названная Амаор (Светило). В этой книге были подвергнуты острой критике многие положения кодекса Рифа (см.), великого законоучителя прошлого поколения. Раавад включился в полемику, обнародовав свои Аасагот (Заметки): в них он отстаивал взгляды Рифа, беспощадно отметая аргументы автора Амаора. «Это светило не светит», – иронично утверждал он.

 

В годы зрелости Раавад написал книгу Баалей анефеш, посвященную законам чистоты супружеской жизни. В заключительной главе, названной Шаар акдуша (Врата святости), рассматривались вопросы семейной этики и святости супружеских отношений.

 

Впоследствии эта глава была напечатана отдельно. Она многократно переиздавалась и вошла в сокровищницу еврейской этики.

 

С течением времени Раавад стал общепризнанным главой мудрецов Прованса и одним из наиболее авторитетных законоучителей своего поколения: из многих общин диаспоры к нему обращались за решением сложных алахических проблем.

 

Сохранившиеся респонсы (ответы) Раавада были собраны и изданы отдельной книгой в 5724 /1964/ году.

 

Когда Раавад уже перешагнул порог своего семидесятилетия, в Провансе стали появляться первые копии грандиозного алахического свода Мишнэ Тора, составленного нагидом (главой) еврейской общины Египта р. Моше бар Маймоном (Рамбамом; см.). Эта книга, излагающая все законы Талмуда ясным и простым языком, сразу же приобрела широкую популярность.

 

Раавад не без основания опасался, что подобная общедоступная книга сможет быстро вытеснить из употребления не только прочие кодексы, но и сам Талмуд, – а поскольку Рамбам оставил талмудический контекст за пределами своей книги, возникла опасность ошибочной интерпретации закона. Раавад решился, тщательно изучив свод Рамбама, проверить все его алахические выводы и указать, в каких случаях они, с его точки зрения, ошибочны или спорны.

 

В самом начале своих заметок он сетует на то, что Рамбам «сошел с пути, по которому шли все предшествующие законоучители, – ведь они приводили доказательства своих слов и ссылались на источники выносимых ими законодательных решений». Поэтому, по мнению Раавада, нельзя руководствоваться лишь одним сводом Рамбама, – это неминуемо приведет неискушенного в Талмуде человека к нарушению законов Торы.

 

В целом ряде случаев Раавад вынужден констатировать: «Я здесь нахожу великую путаницу». Но его отзывы не всегда негативны – в некоторых случаях он не удерживается от восторженного восклицания: «Замечательная идея!» или «Очень хорошо сказано!».

 

Известно, что сам Рамбам воспринял критические заметки Раавада с большим уважением.

 

Эти два гиганта Торы навечно запечатлены в бескомпромиссной интеллектуальной схватке: в классических изданиях Мишнэ Тора краткие заметки Раавада всегда печатаются рядом с текстом Рамбама, составляя вместе с ним единое целое. А сам Раавад вошел в историю еврейской мысли под именем Бааль Аасагот (Автор «Заметок») – здесь имеются в виду именно эти его краткие заметки на свод Рамбама.

 

Раавад Бааль Аасагот умер в Поскьере, в 4959 /1198/ году.

 

Его сын р. Ицхак бар Авраам, прозванный «ави кабала» (отец кабалы), был выдающимся знатоком тайной мудрости – от его учеников перенял тайны кабалы великий Рамбан.

 

Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?