Темы: Цдака, Маасер, Рав Бенцион Зильбер, Трумот и маасрот
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВопрос к р. Бенциону Зильберу. Хаг самеах. Скажите, пожалуйста, каков точно закон относительно десятины. Нужно ли сейчас отдавать десятину, с каких именно доходов и т.д.? Правда, что во времена храма было три десятины? Сколько их сейчас? Куда и кому ее лучше отдавать? И в каких еврейских книгах об этом подробно написано (на любом языке)? Тода раба. К.
Уважаемый К.!
В еврейском народе принято выделять десятую часть доходов на нужды бедных. Тора обязала нас помогать бедным — Дварим 15; 7,8: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из врат твоих в земле твоей, которую Господь, Б-г твой, даёт тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим; Но открой (букв. “открыть — открой”) ему руку свою и дай ему взаймы по мере нужды его, в чём он нуждаться будет».
Поясним два понятия — цдака и маасэр. Цдака — это деньги, выделяемые на помощь бедным, помогать которым Тора, как мы видим, велит каждому еврею. Маасэр (десятина) — это цдака в размере десятой части заработка. В своде еврейских законов Шульхан Арух (Йорэ Дэа 249) сказано: «Сколько выделяют на цдаку? Если рука человека достаёт (т.е. если его доходы позволяют) — то по потребностям бедных. А если человек не имеет такой возможности, самым лучшим исполнением заповеди является отделение пятой части заработка. Десятая часть заработка — “среднее качество”. Меньше этого — “плохой глаз” (т. е. такой человек скуп)».
Принято выделять на цдаку маасэр, то есть, десятую часть доходов. Хафец Хаим пишет, что тот, кто начинает отделять десятину, должен делать это, не принимая на себя обет. То есть, произносить бли нэдер («без обета»). Это необходимо делать для того, чтобы если человек по какой-то причине не сможет отделить десятину, он, не дай Б-г, не нарушил обет. Желательно также завести тетрадку для «бухгалтерии» и указывать в ней ежемесячные доходы и размер цдаки.
Есть люди, которые отделяют пятую часть доходов на цдаку. Есть также люди, которые готовы давать больше маасэра, но не готовы давать пятую часть. Хафец-Хаим отмечает, что в этом случае самое лучшее для этих людей — считать, что они точно отделяют маасэр, а остальную сумму дают в качестве цдаки. То же самое он пишет о тех, кто жертвует пятую часть: пусть такие люди считают это десятиной и еще одной десятой частью.
Во времена Храма от плодов земли выделяли:
Так поступали в первый, второй, четвёртый и пятый год после шмита.
В году шмита вообще не было отделения трумот и маасрот, т.к. плоды никому не принадлежат — эфкер, а от эфкер не надо отделять трумот и маасрот.
В третьем и шестом году после года шмита вместо маасэр шейни, который сам хозяин ел в Иерусалиме, отделяли другой маасэр — маасэр ани — десятину для бедных.
В целом выходило:
Всё вместе — 2+9,8+8,82=20,62% от всех плодов.
Прибавим к этому, что от многих видов плодов отделялась пеа — край поля оставляли несжатым. Оставляли приблизительно 1/60.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Отделение десятины от дохода — Маасер ксафим»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Отделение десятины от дохода — Маасер ксафим»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Реувен Пятигорский
Какой смысл, согласно Торе, в богатстве?
Рав Цви Патлас
Мудрецы назвали три главных качества еврейского народа: «байшаним, рахманим вэгомлей хасадим», то есть «скромные, милосердные и делящиеся всем, что имеют, безвозмездно».
Рав Бенцион Зильбер
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Отделение десятин призвано напоминать нам о долге подчинять все действия и помыслы выполнению тройной задачи, предписаной Самим Всевышним
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Элиэзер Вольф,
из цикла «Кашрут в некашерном мире»
Купили израильские апельсины...
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону