Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография выдающегося законоучителя

Раби Йосеф бар Меир Теомим (При мегадим; 5487-5552 /1727-1792/ гг.) – выдающийся законоучитель.

 

Родился в Галиции, в небольшом местечке возле г. Лемберга (Львова).

 

Учился у своего отца – львовского законоучителя и даршана (общественного проповедника).

 

В течение многих лет р. Йосеф зарабатывал на жизнь трудом меламеда, обучая детей основам Торы.

 

В 5516 /1756/ году вышла в свет его книга Порат Йосеф (Даровитый Йосеф; см. Берешит 49:22), в которую он включил свои хидушим – оригинальные аналитические заметки к талмудическим трактатам Йевамот, Ктубот и Бава кама.

 

В 5527 /1767/ году вышел из печати трактат Ган верадим (Розовый сад), содержащий общие принципы талмудического исследования.

 

В 5530 /1770/ году он прибыл в столицу Пруссии г. Берлин, чтобы издать здесь свой основной труд – комментарий на раздел Йоре деа (Наставляющий мудрости) из кодекса Шульхан арух. В его комментарии, озаглавленном При мегадим (Лакомый плод), разъясняются алахические взгляды двух выдающихся законоучителей предыдущего поколения – р. Давида Алеви (Таза; см.), написавшего книгу Турей заав (Золотые ряды), и р. Шабтая Акоэна (Шаха; см.), написавшего книгу Сифтей коэн (Уста священника). На основе глубочайшего анализа и сопоставления мнений этих законоучителей р. Йосеф Теомим возводит стройную логическую конструкцию, ведущую к псакуокончательному алахическому решению.

 

По свидетельству учеников, р. Йосеф Теомим в течение двадцати лет углубленно изучал талмудический трактат Хулин, посвященный шхите – ритуальному зарезанию скота. И лишь повторив этот трактат – со всеми комментариями – ровно сто один раз, он приступил к написанию книги При мегадим, в которой вопросы, связанные с кашерностью пищи, занимают одно из центральных мест (Сарей амеа 1:5).

 

Выход в свет этой книги принес автору известность и высочайший авторитет в глазах знатоков Торы. Знаменитый берлинский богач и филантроп р. Даниэль Яфе пригласил его преподавателем в свой дом учения и предоставил особую стипендию, благодаря которой р. Йосеф мог в покое продолжать работу над своей книгой.

 

За два года (с 5532 /1772/ по 5534 /1774/), проведенные в берлинском доме учения, р. Йосеф Теомим завершил комментарий на другой раздел Шульхан арухаОрах хаим (Образ жизни). В этой части своего труда он сопоставлял уже упомянутую книгу р. Давида Алеви Турей заав с книгой Маген Авраам (Щит Авраама), написанной р. Авраамом Гомбинером (см.). Комментарий на раздел Орах хаим получился более полным и обстоятельным, поскольку при работе над ним р. Йосеф располагал богатым берлинским собранием книг и запасом времени (в то время как первая часть книги писалась урывками, в минуты, свободные от его работы меламеда).

В 5534 /1774/ году р. Йосеф был вынужден покинуть Берлин в результате участившихся столкновений с юным зятем р. Даниэля Яфе, Давидом Фридлендером, который был ближайшим учеником вождя «берлинского просвещения» Мозеса Мендельсона

 

Р. Йосеф стремился избегать любых встреч с отступником, в точности следуя испытанной рекомендации мудрецов: «Раньше приходи в дом учения и позже уходи из него, и твои ненавистники падут (по воле Небес)» (Гитин 7а). Но поскольку Фридлендер буквально преследовал его своими речами, полными ядовитого скепсиса и безверия, р. Йосеф предпочел оставить город, ставший эпицентром духовной катастрофы.

Р. Йесеф вернулся во Львов и по стопам своего отца стал законоучителем и даршаном (общественным проповедником) в ряде небольших общин, расположенных вокруг города.

 

В 5541 /1781/ году он возглавил общину города Франкфурта на Одере, расположенного несколько восточнее Берлина, и оставался на этом посту до последних лет своей жизни; он также руководил городской ешивой.

 

Особое внимание в его ешиве уделялось углубленному изучению Танаха и грамматики святого языка. В предисловии к одной из своих книг он горько иронизировал над ешивами, в которых «юноши стыдятся изучать недельную главу Торы с комментариями Раши, а также книги пророков и Кетувим (Писания)». В таких ешивах, сетовал он, «занимаются только Талмудом и тосафистами, и тот, кто умеет задавать каверзные вопросы и изыскивать ответы на них, слывет мудрецом и зовется «равом», – в то время, как Танах ему неизвестен, а святой язык заброшен за ненадобностью в пыльный угол» (Сарей амеа, там же).

В 5542 /1782/ году р. Йосеф Теомим завершил и издал книгу Рав пниним (Собрание жемчужин), в которую включил свои аналитические заметки по поводу Пятикнижия.

 

Р. Йосеф Теомим отличался исключительной скромностью и смирением. До последних дней жизни, уже став почтенным раввином крупной общины и руководителем знаменитой ешивы, он продолжал подписывать свои сочинения: «Йосеф, меламед» или «Йосеф, учитель чтения из Львова» (Сарей амеа 1:5).

В 5547 /1787/ году в типографии Франкфурта на Одере вышла в свет вторая часть его книги При мегадимкомментарий на раздел Орах хаим.

Книга При мегадим до сих пор является одним из основополагающих законодательных источников – в большинстве полных изданий Шульхан аруха комментарий р. Йосефа Теомим печатается рядом с основным текстом.

Р. Йосеф Теомим умер во Франкфурте на Одере четвертого ияра 5552 /1792/ года.

 

Век спустя, в 5670 /1910/ году, был издан сборник его драшот (проповедей) Нотарикон, в предисловии к которому содержалась его краткая биография.

 

Из книги "Еврейские мудрецы", изд. Швут Ами

 


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?