Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Раби Эльханан-Буним Вассерман (5635-5701 /1875-1941/ гг.) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров поколения.

Учился в ешиве г. Телза (Тельшая) у р. Элиэзера Гордона и р. Шимона Шкопа.

Особенно сильно юный Эльханан был привязан к р. Шимону Шкопу. По свидетельству жены р. Шимона, именно Эльханан дольше всех провожал наставника после его уроков в ешиве, заходил с ним в дом — и они вдвоем обсуждали идеи, прозвучавшие на уроке, до тех пор, пока наставник не отправлялся спать (Рав Х.-Ш. Розенталь, Тора йевакшу мипиу с.25).

В последующие годы он занимался под руководством р. Хаима Соловейчика (р. Хаима Брискера; см.) — сначала в Воложинской ешиве, а затем, после ее закрытия российскими властями, — в Бриске (Брест-Литовске).

После женитьбы р. Вассерман совершенствовал свои познания в колеле (ешиве для семейных знатоков Торы), созданном в г. Радине р. Исраэлем-Меиром Акоэном (Хафец Хаимом; см.).

В 5670 /1910/ году р. Вассерман занял пост даяна (судьи) в Бриске, где общину возглавлял его наставник р. Хаим Соловейчик.

В начале первой мировой войны Бриск сгорел во время боев, и р. Вассерман вернулся в Радин, к Хафец Хаиму. Зимой 5675 /1915/ года, когда линия фронта приблизилась к Радину, р. Вассерман вместе с Хафец Хаимом и его ешивой обосновался в г. Смолевичах, возле Минска. Позднее, передвигаясь вместе с отступающими русскими войсками, они добрались до Могилева.

После войны р. Вассерман основал ешиву Оэль Тора (Шатер Торы) в городе Барановичах, отошедшем к независимой Польше.

И в эти годы он не прерывал тесной связи с Хафец Хаимом — каждый год р. Вассерман приезжал в Радин на Рош ашана и Йом кипур, чтобы молиться в присутствии великого праведника. Именно р. Вассерман удостоился принять от Хафец Хаима сокровенную традицию, связанную с секретами кабалы.

После смерти Хафец Хаима, последовавшей в 5693 /1933/ году, р. Вассерман стал его духовным преемником. Он являлся одним из лидеров всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля).

В 5697 /1937/ году р. Вассерман написал небольшую статью, названную Иквета димешиха (Перед приходом Машиаха). В этой статье он представил всесторонний анализ современного состояния еврейского народа и, следуя оценке Хафец Хаима, указал, что данная эпоха непосредственно предшествует геуле — конечному избавлению, связанному с приходом царя-машиаха.

Он рисует трагическую картину духовного разложения еврейского большинства, «служащего демократии, социализму, коммунизму и прочим “измам”, в изобилии посыпавшимся на наше поколение» — и как следствие этого, «большая часть детей растет настоящими гоями». В большевистской России, где «евсеки бесчинствовали в течение двадцати лет, выкорчевывая даже память о Торе, …молодое поколение уже не имеет никакого представления о том, что значит быть евреем». Даже Святая Земля, призванная стать оплотом духовного возрождения, «заселяется отступниками, намеренно гневящими Б-га». Эта ситуация, по мнению р. Вассермана, чревата для народа невиданной катастрофой. Ведь, «когда евреи преступают границу и приближаются к гоям ближе установленного предела, гои силой выталкивают их обратно, восстанавливая исходное равновесие». «Когда на нас поднимется очередной Аман, — писал р. Вассерман, — нам следует понимать, что этот Аман — не что иное, как палка, брошенная в нас с Неба». Выполняя свою функцию «палки» в руке Творца, «гои треснут евреев по голове и скажут яснее ясного: знайте, что вы — евреи, и останетесь евреями даже против собственной воли».

«В наше время, — констатировал он, — евреи избрали для себя два главных идола, которым они приносят свои жертвы: речь идет о социализме и национализме (сионизме). …И произошло чудо: на Небесах эти два идолослужения объединили в одно — национал-социализм — и сделали из него жезл страшного гнева» (Иквета димешиха).

Эта книга, написанная на идиш, была издана в самом начале 5699 /1939/ года и немедленно переведена на иврит, а позднее на многие европейские языки, в том числе, и на русский.

В 5690-е /1930-е/ годы ешива р. Вассермана в Барановичах приобрела всемирную славу, и число студентов в ней возросло до четырехсот. Из года в год ему приходилось объезжать богатые общины США, Англии и Германии, собирая благотворительные средства на поддержку ешивы.

День начала второй мировой войны он встретил в Америке, и ему немедленно предложили политическое убежище. «У меня там четыреста сыновей, — сказал он. — Как же я могу их оставить?!».

Вместе со своей ешивой, бежавшей из советской оккупационной зоны в независимую Литву, он оказался в Ковно (Каунасе). С приходом нацистов всех евреев города перевели в гетто, расположенное в пригороде Ковно, Слободке.

Одиннадцатого тамуза 5701 /1941/ года литовские полицейские ворвались в комнату, где р. Вассерман занимался со своими студентами. Литовцы отконвоировали их в Девятый форт ковенской крепости, где обычно проводились массовые «ликвидации» еврейского населения. По свидетельству чудом уцелевшего очевидца, по пути р. Вассерман разъяснял ведомым на казнь евреям смысл и значение заповеди «кидуш Ашем» (освящения Имени Б-га). «В Небесах нас избрали для того, чтобы искупить народ Израиля — говорил он. — Времени осталось совсем немного, до Девятого форта рукой подать — мы должны обратиться к Б-гу в полном раскаянии, и тогда наше жертвоприношение будет принято с благоволением на Небесах. Благодаря этому будут спасены жизни наших братьев и сестер в Америке и других странах». Он говорил мягким, спокойным голосом, как на уроке в ешиве, — ни в его походке, ни в выражении лица не было заметно никаких изменений. Перед самым расстрелом р. Вассерман произнес: «Пойдемте с высоко поднятой головой! …Мы сейчас выполняем самую великую заповедь — кидушАшем». Он обратил особое внимание своих спутников на то, чтобы в этот момент выполнения последней заповеди у них «не было, не дай Б-г, никаких посторонних мыслей, делающих жертвоприношение непригодным» (Гдолей адорот; Бесетер раам с.406).

Р. Эльханан-Буним Вассерман погиб рядом со своими учениками, освятив Имя Б-га.

В послевоенные годы записи его лекций, прочитанных в ешиве, были собраны в книгу Ковец ашиурим (Собрание уроков). Эта книга широко изучается в ешивах по всему еврейскому миру.

Его статьи и беседы по сложнейшим вопросам еврейского мировоззрения были объединены в сборник Ковец маамарим (Собрание статей).

С разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?