Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законовед и комментатор, создатель ряда шедевров еврейской этической мысли, родом из Каталонии

Рабейну Йона бар Шмуэль Геронди (умер в 5024 /1263/ г.) — выдающийся законовед и комментатор, создатель ряда шедевров еврейской этической мысли.

Родился в испанской провинции Каталония — в г. Героне, недалеко от границы Прованса. Двоюродный брат великого мудреца Рамбана — их матери были родными сестрами.

В юности учился в ешивах Франции, у авторов Тосафот. Затем изучал Тору в Провансе у законоучителя р. Шломо бар Авраама из Монпелье.

Возвратившись в Испанию, р. Йона возглавил ешиву в г. Барселоне. Ближайшим его учеником стал р. Шломо бар Авраам (Рашба;) — будущий духовный лидер евреев Испании.

В 4992 /1233/ году наставник р. Йоны, р. Шломо из Монпелье, возглавил борьбу мудрецов Прованса против изучения мировоззренческих трудов Рамбама, и в первую очередь, его книги Море невухим (Путеводитель заблудших). Многим выдающимся знатокам Торы казалось, что рационалистический подход Рамбама к основам веры противоречит традиции: особенный протест вызывала у них попытка синтезировать еврейское миропонимание с методологией Аристотеля. Мудрецов Прованса поддержали и ведущие авторы Тосафот, и глава испанских евреев, выдающийся законоучитель из Толедо р. Меир Абулафия (Рама;). Р. Йона тоже горячо поддержал борьбу своего наставника.

В 4998 /1238/ году по решению ряда авторитетных раввинов свитки Море невухим и некоторых других книг Рамбама были публично сожжены в Париже и Монпелье. Эти костры привлекли внимание церковников — и спустя всего три года по всей Франции были конфискованы и подвергнуты публичному сожжению свитки Талмуда.

Р. Йона увидел прямую связь между этими двумя публичными казнями книг. Он раскаялся в содеяном и дал обет совершить паломничество в Землю Израиля, чтобы там, собрав миньян на могиле Рамбама, прилюдно попросить прощения у великого мудреца и произнести видуй (покаянную декларацию): «Я согрешил перед Б-гом Израиля в том, что порочил книги р. Моше бар Маймона…». Вместе с тем он обязался глубоко изучать труды Рамбама — в дальнейшем р. Йона постоянно ссылался на его мнения и цитировал их в своих книгах.

Направляясь в Землю Израиля, рабейну Йона остановился в г. Толедо — здесь его уговорили остаться и возглавить ешиву. Его уроки привлекли в Толедо молодых знатоков Торы со всей Испании и из других стран.

В Толедо были созданы основные его труды. Он написал хидушим (аналитические заметки) к талмудическим трактатам Бава батра и Санхедрин. Кроме того, основываясь на конспектах уроков рабейну Йоны, его ученики составили комментарий к тому разделу кодекса Рифа, который посвящен талмудическому трактату Брахот — в классических изданиях Талмуда эти комментарии печатаются рядом с текстом кодекса Рифа.

Но особенную славу р. Йоне принесли его труды по еврейской этике — комментарии к Мишлей (Притчам Шломо) и к трактату Авот, содержащему изречения мудрецов эпохи Мишны. Его книга Шаарей тшува (Врата раскаяния), призывающая к трепетному служению Творцу и действенному благочестию, стала классическим произведением литературы мусара (еврейской этики).

Рабейну Йона скоропостижно скончался в Толедо, на восьмой день месяца мархешван 5024 /1263/ года.

Повествуется, что как раз в это время в Героне разрешилась от бремени его дочь, которая была женой р. Шломо бар Моше, сына Рамбана. И когда у Рамбана спросили, какое имя дать новорожденному, он ответил, что ребенка следует назвать Йоной — в честь деда, чтобы осуществился знаменитый принцип «И восходит солнце, и заходит солнце» (Коэлет 1:5) — «не покидает мир праведник, прежде чем рождается праведник, подобный ему» (Кидушин 72б). …Через несколько дней из Толедо пришла весть о том, что р. Йона умер еще до рождения своего внука.

Многие современники утверждали, что внезапная смерть стала наказанием Небес за невыполнение обета совершить паломничество в Святую Землю, к могиле Рамбама (Праким бетолдот Исраэль).

С разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?