Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Раби Моше бар Исраэль Исерлис (Рамо) — один из величайших еврейских раввинов и законоучителей; автор книги Мапа («Скатерть»), ставшей интегральной частью кодекса Шульхан Арух. Раби Моше Исерлис зафиксировал традиции и основные отличия ашкеназской школы законоучителей, и в большинстве случаев конечный практический закон — Алаха — для ашкеназских евреев согласуется именно с мнением Рамо. Годы жизни: ок. 5290 — 5332 (ок. 1530-1572) гг.

Молодой мудрец

Раби Моше Исерлис родился в Кракове. Его отец р. Исраэль был известным богачом и одним из руководителей городской общины (фамильное прозвище Исерлис образовалось от слова Исройлес — т.е. «сын р. Исраэля»).

Изучал Тору у р. Шалома Шахно, возглавлявшего ешиву в г. Люблине. Впоследствии стал зятем своего наставника. Занимался также изучением кабалы, философии и астрономии.

Уже в молодые годы прославился как выдающийся знаток Торы. Вернувшись по окончании периода ученичества в Краков, был избран там даяном (судьей). В возрасте чуть более двадцати лет основал ешиву, привлекавшую множество учеников. После смерти родителей он получил значительное наследство и содержал учеников на свои средства.

В 5313 (1553) году р. Моше, не достигший еще двадцатипятилетнего возраста, был избран главным раввином Кракова. Его авторитет был очень высок: из многих ашкеназских общин, из Италии, Германии, Богемии и Моравии, обращались к нему за разрешением спорных вопросов. Его респонсы собраны в книге Тшувот а-Рамо («Ответы р. Моше Исерлиса»), впервые изданной в 5330 (1570) году.

В том же, 5330 (1570) году, в пражской типографии вышла в свет его книга Торат аОла (Закон жертвы всесожжения). В этой книге приводятся законы храмовых жертвоприношений, описывается устройство Храма и сообщаются размеры отдельных его частей, а также рассматривается ряд важнейших алахических проблем, связанных с философией и астрономией.

Р. Моше Исерлис состоял в постоянной переписке не только с духовными лидерами ашкеназских евреев р. Меиром Кацнельбогеном из Падуи и р. Шломо Лурией (Мааршалем), жившим в Люблине, но и с величайшим законоучителем своего времени р. Йосефом Каро, жившим в Цфате.

Рамо и Шульхан Арух

Подобно р. Йосефу Каро, р. Моше написал комментарий к кодексу еврейских законов Арбаа Турим, составленному двумя веками ранее в Испании р. Яаковом, сыном великого Роша. К приведенным в этом кодексе законам он добавил многочисленные псаки (законодательные решения), вынесенные раввинами Германии и Франции.

На основе этого комментария, названного Даркей Моше («Пути Моше»), он планировал составить сжатый и доступный для всех свод законов. Но его опередил р. Йосеф Каро — в 5325 (1565) году в венецианской типографии вышел в свет его краткий сборник законов Шульхан Арух («Накрытый стол»).

Когда в Польше появились первые оттиски этой великой книги, р. Моше Исерлис решил осуществить свой замысел в несколько иной форме, написав примечания и дополнения к тексту Шульхан Аруха. Он стремился сделать кодекс р. Йосефа Каро приемлемым для всех евреев диаспоры — ведь автор Шульхан Аруха исходил, в основном, из мнений законоучителей испанской школы, например, раби Альфаси (Рифа), Рамбама, не учитывая при этом традиций и обычаев, сложившихся в общинах Германии и Восточной Европы (Роша, чье мнение тоже учитывалось в Шульхан Арухе, можно отнести к ашкеназской школе, но он и его последователи были в явном меньшинстве).

Свой обновленный замысел Рамо изложил так: «Раби Йосеф Каро действительно “накрыл стол”, но проблема заключается в том, что расположенные на нем блюда не рассчитаны на евреев большинства европейских стран, так как в ашкеназских общинах в большинстве случаев руководствуются законами, которые отличаются от установленных р. Йосефом Каро… Многие алахические выводы в его книге не соответствуют позиции тех мудрецов, потомками которых мы являемся и чье мнение стало для нас решающим… Поэтому я счел необходимым записать на полях книги Шульхан Арух мнения этих законоучителей, чтобы изучающие этот труд знали, в каких вопросах точка зрения р. Йосефа Каро является спорной. И в тех случаях, когда мне было известно, что в наших общинах принято поступать иначе, чем рекомендует Шульхан Арух, я завершал изложение этого противоположного мнения словами “Поступай так!”

Книга дополнений, написанная р. Моше Исерлисом, была названа Мапа (“Скатерть”) — по образному выражению самого автора, он “как бы расстелил свою “скатерть” на “столе” р. Йосефа Каро.

В 5338 (1578) году в Кракове примечания Рамо были впервые изданы вместе с основным текстом Шульхан Аруха. В новом облике этот кодекс стал основным алахическим источником для всех еврейских общин: в тех случаях, когда мнения р. Йосефа Каро и р. Моше Исерлиса расходятся, ашкеназские евреи следуют решению последнего.

Раби Моше Исерлис как духовный лидер

Р. Моше возглавлял краковскую общину и ешиву в течение двух десятилетий, до дня смерти. Наиболее выдающимися из его учеников были духовные лидеры следующего поколения — р. Мордехай Яфе (Бааль Алевушим) и р. Йеошуа Фальк (Приша веДриша), а также р. Давид Ганз — выдающийся историк и астроном.

Рамо безвременно скончался в Лаг баОмер 5332 (1572) года, ему было сорок два года. На надгробном камне, установленном над его могилой, сохранилась надпись, свидетельствующая о величии и уникальности его вклада: “От Моше (Рамбама) и до Моше (Рамо) не было подобного Моше”.

Синагога, основанная им в Кракове, сохранилась до наших дней — ее так и называют «Бейт кнессет Рамо” (Синагога Рамо)


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?