Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Шулхан Арух, Польша, Еврейский закон, Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Йеошуа бар Александр Акоэн Фальк (Приша удриша; умер в 5374 /1614/ г.) — законоучитель и комментатор.
Учился у духовных лидеров поколения — у р. Шломо Лурии (Мааршаля; см.) в Люблине и у р. Моше Исерлиса (Рамо; см.) в Кракове.
Был раввином в ряде общин, а затем, поселившись в Лемберге (Львове), основал ешиву, в которой, по свидетельству современника, «рано вставали, поздно ложились и презирали блага этого мира». Среди его наиболее выдающихся учеников — р. Иссахар-Бер Айленбург (см.), знаменитый комментатор Талмуда.
Р. Фальк был одним из общепризнанных лидеров поколения: в течение некоторого времени он стоял во главе «Совета четырех земель».
Но особенно знаменит р. Фальк своим вкладом в законотворчество. Он видел опасность в том, что, пользуясь готовыми формулами Шульхан аруха, раввины могут допустить серьезные ошибки в судебной практике и в повседневном руководстве общиной. Поэтому он взялся проследить источники законов, приведенных в Шульхан арухе. Но сначала он прокомментировал кодекс Арбаа турим, составленный р. Яаковом бар Ашером (Бааль Атурим; см.), — ведь именно этот кодекс послужил для составителя Шульхан аруха основным прототипом.
Комментарий р. Фалька состоит из двух частей: в первой из них, получившей название Приша (Пояснения), он кратко обосновывает законодательные решения, приведенные в Арбаа турим; во второй части, названной Дриша (Толкования), он приводит талмудические источники этих законов. В Дрише он также цитирует многочисленные законодательные решения мудрецов прошлых поколений, вообще не упомянутые в Арбаа турим, и кратко их комментирует. В ряде случаев он оспаривает мнения автора Шульхан аруха р. Йосефа Каро (см.), также написавшего комментарий Бейт Йосеф (Дом Йосефа) на кодекс Арбаа турим.
Эти комментарии р. Фалька широко изучаются. В классических изданиях кодекса Арбаа турим они печатаются рядом с основным текстом.
Затем р. Фальк составил развернутый комментарий и на сам Шульхан арух. Основное внимание в этом комментарии он уделил примечаниям своего учителя Рамо, в которых отмечены нюансы в истолковании и применении законов, характерные для ашкеназской традиции. Разъясняя примечания Рамо, р. Фальк в целом ряде случаев оспаривал решения Шульхан аруха, а порой находил компромисс между противоречащими друг другу мнениями р. Йосефа Каро и Рамо.
Комментарий получил название Меирот эйнаим (Свет очам). Сохранилась только часть комментария, относящаяся к разделу Хошен мишпат, в котором рассматриваются законы имущественных отношений, уголовное право и процессуальные нормы.
В классических изданиях указанного раздела Шульхан аруха комментарий р. Фалька печатается рядом с основным текстом. В судебной практике его законодательные решения пользуются высочайшим авторитетом и часто оказываются решающими.
Остальные сочинения р. Фалька — в том числе, его комментарии к Торе, хидушим (аналитические заметки) к тринадцати трактатам Талмуда и пр. — погибли во время пожара в Лемберге.
Р. Фальк скончался в Лемберге девятнадцатого нисана 5374 /1614/ года.
Жена р. Фалька, Бейла, прославившаяся своей мудростью и глубочайшими познаниями в Торе, после его смерти переселилась в Святую Землю — она умерла в Иерусалиме в возрасте семидесяти семи лет и была погребена рядом с могилой пророка Зехарьи (Седер адорот).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?