Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся комментатор Торы

Раби Мордехай бар Авраам Яфе (Бааль Алевушим; 5290-5372 /1530-1612/ гг.) — законоучитель и комментатор, один из духовных лидеров поколения.

Родился в г. Праге, столице Богемии. Учился в Польше — в люблинской ешиве р. Шломо Лурии (Мааршаля; см.) и в краковской ешиве р. Моше Исерлиса (Рамо; см.). Вернувшись в Прагу, основал там ешиву по модели этих знаменитых польских ешив.

В 5321 /1561/ году, когда евреи были изгнаны из Праги, р. Мордехай Яфе обрел убежище в северной Италии. Он провел в Венеции около десяти лет, изучая «испанскую кабалу» под руководством р. Матитьягу Делькрота (см.). В тот же период он приобрел обширные познания в естественных науках — и в первую очередь, в астрономии.

В 5332 /1572/ году р. Мордехай Яфе возвратился в Восточную Европу и стал раввином города Гродно. В 5348 /1588/ году он был приглашен занять пост раввина в г. Люблине, одном из важнейших в Польше центров Торы. Здесь он возглавил большую ешиву, привлекавшую множество учеников.

В 5352 /1592/ году р. Яфе вновь поселился в Праге: когда великий пражский мудрец Маараль (см.) был приглашен раввином в г. Познань, р. Яфе сменил его во главе пражской общины. В течение семи лет он был раввином города, в котором родился. И, наконец, в 5358 /1598/ году, когда Маараль снова переселился в Прагу, р. Яфе заменил его в Познани, став главой общины столицы Великой Польши. Одновременно он возглавлял работу «Совета четырех земель», объединявшего все общины Польши и Украины.

Еще в молодости р. Мордехай Яфе задумал создать краткий кодекс, в котором были бы собраны все основные законы Торы. В Италии он вплотную приступил к осуществлению этого замысла. Но когда в 5325 /1565/ году в венецианской типографии вышел в свет кодекс Шульхан арух, оказалось, что задуманную им работу уже выполнил другой законоучитель, глава раввинского суда Цфата р. Йосеф Каро (см.). Не пав духом, р. Мордехай Яфе решил изменить направление своей книги, сделав акцент на обычаях и традициях, специфических для ашкеназских общин, а также на тех нюансах в толковании законов, которые отличают ашкеназим (выходцев из Германии) от сфарадим (выходцев из Испании). Однако вскоре после того, как он возвратился из Италии в Польшу, в краковской типографии был издан кодекс Мапа (Скатерть), и вновь оказалась, что задача, которую поставил перед собой р. Яфе, уже блистательно выполнена другим — на этот раз, его собственным наставником, руководителем краковской ешивы р. Моше Исерлисом (Рамо; см.).

И тогда, на обломках двух своих прежних замыслов, р. Мордехай Яфе создал свое основное произведение — свод законов Левуш мальхут (Царское одеяние).

Названием книги стали торжествующие слова стиха из книги Эстер (8:15): «А Мордехай вышел от царя в царском одеянии из голубой и белой ткани, в большом золотом венце и в мантии из белого льна и багряницы, — и весь город Шушан возликовал и возрадовался». Таким образом, р. Мордехай Яфе косвенно увековечил свое имя в названии.

В общей сложности он работал над этой книгой почти полвека. Пять томов этого фундаментального труда представляют собой развернутый комментарий на кодекс Арбаа турим (Четыре ряда), составленный в Испании р. Яаковом бар Ашером (Бааль Атурим; см.).

Автор комментария проделал работу параллельную той, которую веком раньше совершил автор Шульхан аруха. Однако при вынесении законодательных решений он, в отличии от р. Йосефа Каро, опирался, в первую очередь, на мнения мудрецов Германии и Польши. В то же время, в отличие от Рамо, который тоже руководствовался мнениями ашкеназских законоучителей, р. Мордехай Яфе обосновывал свои алахические выводы более обстоятельно и подробно.

В последующих поколениях книгу р. Мордехая Яфе называли кратко — Левуш (Одеяние). Книга пользовалась столь значительной популярностью, что и сам ее автор вошел в историю еврейской мысли под именем Бааль Алевушим (Автор «Одеяний»).

Написал также комментарий на философский трактат Рамбама (см.) Море невухим (Путеводитель заблудших).

Бааль Алевушим умер в Познани на третий день второго месяца адар 5372 /1612/ года, в возрасте восьмидесяти двух лет.

с разрешения издательства Швут Ами


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?