Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Еврейский историк, математик и астроном

Раби Давид бар Шломо Ганз (5301—5373 /1541—1613/ гг.) — еврейский историк, математик и астроном.

Родился в Германии, в городке Липштадт, расположенном на севере Рейн-Вестфалии. Изучал Тору в Бонне и Франкфурте, а затем в знаменитой краковской ешиве р. Моше Исерлиса (Рамо; см.). При поддержке Рамо р. Ганз совершенствовался также в астрономии и математике.

В 5324 /1564/ году он поселился в столице королевства Богемия, г. Праге, и, начиная с 5333 /1573/ года учился в «Клойзе», основанном здесь р. Йеудой-Ливой (Мааралем из Праги; см.).

Следуя совету Рамо, р. Ганз составил историческую хронику, в которой отразилась история мира от дней Творения до современности, — в частности, автор подробно описал деятельность Маараля из Праги, оказавшего особенно значительное влияние на формирование его исторического мышления.

Раби Ганз был первым среди ашкеназских евреев ученым, профессионально занимавшимся вопросами истории. Его хроника, получившая название Цемах Давид(Росток Давида), до сих пор служит ценным источником — в первую очередь, по истории еврейских общин центральной и Восточной Европы. Книга переведена на несколько языков.

В пражский период своей жизни р. Ганз уделял особое внимание занятиям астрономией — в этом также отразилось влияние Маараля из Праги, который считал, что «еврею… следует изучать астрономию и другие науки».

В 5359 /1599/-5361 /1601/ годах Р. Ганз сотрудничал с великим астрономом Тихо Браге и работал в его обсерватории. Он встречался и с учеником Браге Иоганном Кеплером, занимавшим должность «императорского математика» при дворе короля Богемии Рудольфа Второго.

Свои астрономические наблюдения и исследования р. Ганз обобщил в трактате Нехмад венаим (Желанный и сладостный). В этой книге рассматриваются законы освящения нового месяца, а также излагаются основы астрономической науки и приводятся вычисления размеров небесных тел. В авторском предисловии дан краткий обзор развития астрономических знаний.

Р. Ганз умер в Праге восьмого элуля 5373 /1613/ года.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?