Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Прекращение манны — это доказательство того, что Всевышний прекратил работу в субботу


«Каждый, кто делает в неё работу, будет умерщвлен»

Как мы уже объясняли, в субботу на все мироздание и на человека нисходит дополнительная душа, и человек, делающий ею работу, как бы умирает: тот, кто производит осмысленную работу, опускает душу, называемую «субботой», к уровню тела. «“А в седьмой день будет вам свято” — это дополнительная душа в вас из мира покоя и святости, и потому всякий, делающий им, то есть этой святостью, работу, — будет умерщвлен, ибо вводит святое в будничное» (Альших). Поразмыслите над этим хорошенько.

Ибо в сей (день) почил Он от всего Своего труда, который сотворил Бог, (что надлежало) делать

«Объяснение. Он почил от всего труда, который сотворил из ничего, чтобы делать из него все деяния, упомянутые в шесть дней. И сказано, что почил от сотворения и от действия, от творения, которое сотворил в первый день, и от действия, которое делал в остальные дни» (Рамбан, Берешит 2:3).

Рабейну Бехайе объясняет подробнее: «Поскольку никакая сила не может произвести нечто из ничего, но лишь Всевышний, Создатель мира, сотворивший мир из ничего. Но и Он Сам творил нечто из ничего только в Шесть дней творения, а с тех пор все создается из уже существующего. И потому написано: “…который сотворил Бог, чтобы делать”, то есть, который сотворил Бог из ничего; делать — отныне и далее делать из уже существующего, а не из ничего». Раз так, «прекращение работы», которую записал о Себе Всевышний, было прекращением творения из ничего. Постараемся осмыслить данную концепцию.

Питающиеся манном свидетельствуют о нем

«“И освятил его (день субботний)” (Берешит 2:3) — освятил его манной, которая вообще не выпадала в субботу; и этот стих Писания повествует о будущем» (Раши). Мы, действительно, находим, что Моше сказал Израилю: «Смотрите, Господь дал вам субботу, потому Он дает вам в шестой день хлеб на два дня» (Шмот 16:29).

Мудрецы объясняют: «Всевышний хранил и освятил субботу, и Израиль обязан хранить и освящать субботу. Знай, что это так, иди и смотри! Когда сорок лет кормил их манной, давал им ее в шесть будних дней, а в субботу не давал, как сказано: “Смотрите, Господь дал вам субботу, потому Он дает вам в шестой день хлеб на два дня”. Когда увидели евреи, что покой пред Ним, прекратили и они работу, как сказано: “И покоился народ в седьмой день”» (Пиркей дераби Элиэзер).

Прекращение манны — это доказательство того, что Всевышний прекратил работу в субботу. И когда злодей Торносруфус спросил раби Акиву: «Если, как ты говоришь, Всевышний почитает субботу, пусть не дает ветра и дождя, и пусть не растит в субботу растения» (Берешит раба 11:5). Ответил ему святой старец: «Ведь питающиеся манном свидетельствуют о нем, что во все дни года она выпадала, а в субботу — не выпадала».

Следует осмыслить: почему именно манна является свидетельством о субботе?

Все сказанное выше дает нам некоторое начало понимания данной концепции. С сотворения неба и земли нет больше в мире ничего подобного творению, а все делается из уже существующего. Но в одной вещи все еще есть «аспект творения», сопряженный с сотворением мира. Это материализация Высшего света — выпадение манны. «Основа манны — это сам Высший свет» (рабейну Бехайе). «Манна есть порождение высшей Бины, которая тоже от 22 букв…» (р.Цадок аКоэн). Выпадение манны и превращение ее в еду, здесь в материальном мире, подобно «работе» по сотворению неба и земли, от которой Творец почил в субботу.

Корень вопроса

Мы возвращаемся к фундаментальному основанию вопроса, чтобы найти в нем новый смысл: «В Святом языке только произведение нечто из ничего называется творением (בריאה, брия)» (Рамбан).

Всевышний эманировал творение, и это творение произошло посредством Десяти Речений. Слово «речение» (אמירה) имеет два смысла: отделение и разделение, и в данном случае это означает, что мироздание как бы отделилось от своего корня, отдалилось и материализовалось. И есть еще один смысл у слова אמירה, и нужно понять внутреннюю связь обоих этих смыслов: «Слово אמירה указывает здесь на желание… или на нечто подобное мысли» (Рамбан, Берешит 1:3).

Объяснение данного вопроса на нашем уровне: Десять Речений сотворения мира — это управление миром по законам природы, и корень его — в имени Элоким. Когда мир ведет себя как обычно, по своим законам, это скрывает волю Творца, спрятанную и скрытую под облачением природы и естественного хода вещей. Подобно мысли, прячущейся и облачающейся в одеяния внешнего действия, открытого для всех. Здесь и обнаруживается связь во внутреннем содержании двух значений слова אמירה. Ведь общее правило таково: каждый выход наружу происходит через какие-то средства, и эти средства, посредством которых раскрывается внутреннее содержимое, материализуют и скрывают запрятанный в них свет. Десять Речений сотворения мира — это раскрытие воли Всевышнего посредством природных процессов, и этот аспект раскрытия скрывает волю Творца, подобно мысли, раскрывающейся через материальное действие. В данном смысле материальная работа есть нечто отдельное от ее инициатора. «Смысл творения в том, что сотворенный пребывает вне Всевышнего и принимает иго Его Царства» (раби Цадок аКоэн). И все это для одной единственной цели: раскрытия славы Его Царства, исходящего от человека, выбирающего добро.

Суббота связана с тайной «возвращается посланничество к пославшему»; все «поручения» мироздания возвращаются к своему корню, как объясняет автор Решит хохма: «В субботний день Малхут, которая внизу, — скрывающаяся точка, поднимается наверх в Ацилут… и в субботу управление происходит посредством света Ацилут, которые и есть Древо Жизни. Потому Зоар объясняет стих “Врата внутреннего двора, обращенные на восток, будут закрыты шесть будних дней, а в день субботний откроются” (Йехезкель 46:1) в смысле того, что врата внутреннего двора — это свет Ацилут, и он закрыт в шесть дней, когда управление происходит через посланника (ангела). А в субботний день он открывается, и шесть будних дней не имеют никакой власти».

Так человек, ставящий себя в положение уподобление формы своему Создателю, покоится в этот святой день от всякой осмысленной работы. Он возвращает силы своей души к своему святому корню и удостаивается того самого благого дара: света внутреннего содержания дополнительной души.

Мысли о будничных делах разрешены

Размышляющему о вышесказанном станет понятно, почему в субботу запрещены только будничные действия и разговоры, но не мысли. «Сказали, что речь запрещена, а мысль разрешена. Запрещена именно речь, поскольку она в некотором смысле считается действием и реализацией потенциального. А всякая актуализация потенциального — материальна, ибо именно материя актуализируется, и потому речь запрещена. Но в будничной мысли нет актуализации и ничего материального, и потому она разрешена в субботу» (Маараль).

Несомненно, однако, что чем больше человек отключается от будничных дел, тем больше он удостаивается «души, называемой субботой». А ведь мир души — это мысль, и в этом смысле даже мысль о работе есть выход из святости: «Шесть дней работай… а разве возможно для человека сделать всю свою работу в шесть дней? Но — прекрати думать о работе» (Мехилта).

В этом достоинство благочестивых блюстителей субботы: «История с одним благочестивым, у которого появилась брешь в заборе, и он решил заделать ее. Но вспомнил, что сегодня суббота, и не заделал ее. Случилось с ним чудо, и вырос там каперсовый куст, которым кормился он и его домашние» (Шабат 107). «В субботу он размышлял, как заделать брешь в будний день, считая, что это не грех. Но потом он раскаялся, что думал об этом в субботу и не заделал бреши даже в будни, чтобы не получать выгоду от этой мысли» (Таз, Орах Хаим 307).

 

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?