Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Манна Небесная

Ман — это то, что по-русски зовется «манной небесной». О нем повествует Тора во второй части 16-ой главы книги Шмот как об одном из чудес, сопровождавших евреев в их скитаниях по пустыне после Исхода из Египта. Любопытно, что многие наши современники, вполне образованные в смысле религии, убеждены, что история с маном носит скорее познавательный характер — поскольку: что особого можем извлечь из нее мы, жители века науки и технологии, начисто утратившие способность воспринимать чудеса и реагировать на них?

Открываем книгу «Деат Тора» раби Ерухама Алеви, духовного руководителя литовской ешивы «Мир». Оказывается, «ман — не что иное, как хлеб, который мы едим ежедневно. Разница лишь в том, что в пустыне евреев сопровождали очевидные чудеса, связанные с маном, в то время как в последующие эпохи эти чудеса скрыты под оболочкой обычного хлеба». В высшей степени неожиданное замечание, не правда ли? Поэтому давайте еще раз обратимся к тексту Торы. Что нового в нем можно найти для понимания того, как Всевышний проявляет Себя в делах нашего мира? Как Он нас кормит «хлебом насущным»? То есть разговор пойдет о «парнасе», под которой все еврейские поколения понимают обычные заработок и пропитание.

Собирали его (выпавший ман) — одни много, другие мало. (Затем) измерили, и не было лишнего у (собравшего) много, а (собравший) мало (оказался) без недостатка. «Каждый собрал его — сколько ему съесть». Первое правило: оказывается, богатство, собираемое человеком, абсолютно не зависит от старания самого человека. А лишь от того, что «отмерено» ему Всевышним. Всем знакомы люди, денно и нощно работающие, чтобы сколотить богатство. Сколько сил они кладут на осуществление заветной мечты, как страстно хотят стать зажиточными, состоятельными. И все напрасно! Счастье не улыбается им, удача обходит стороной. И наоборот, встречаются люди, на удивление легко составляющие огромные капиталы. Работают без видимых усилий, но деньги как будто сами плывут в их руки. «Нет избытка у собиравшего много (много в смысле сил и энергии), а у собиравшего мало нет недостатка». Почему? Потому что, как ни старается человек, не дано ему достичь большего, чем «отмерено» ему на небесах.

Читаем дальше: «Сказал им Моше: Не оставляйте от него (от собранного мана) до утра. Но не послушались Моше… и завелись в мане черви, и прогнил он». Раби Ерухам комментирует: «Не только о мане, что выпадал в пустыне, говорится здесь. Люди заботятся о будущем, они хотят быть уверены, что назавтра не останутся нищими. По крохам собирают, отрывая от себя, экономя на самом необходимом, бьются, стараются. Но наступает завтра — и выясняется, что от собранного ничего не осталось. Деньги съедены (добавим от себя: съедены инфляцией, ненадежной банковской программой, переездом, реформами и пр., мало ли что их поедает, когда их копят, трясутся над ними), накопления растаяли, исчезли». Таково второе правило, данное Торой.

Понятно, что человеку отнюдь не запрещено делать накопления, собирая средства, что называется, на черный день. Раби Ерухам только отмечает, что тем самым мы предупреждены: не на собранных капиталах надо строить уверенность в надежности будущего, а полагаясь исключительно на Всевышнего. Стоит начать думать иначе, как — «завелись в мане черви, и прогнил он».

Кто-то спросит: и все же, что зазорного в сколоченном капитале? Отвечаем: ничего зазорного! Но, сколачивая его, знай, что не своим умением, знанием или особыми талантами ты достиг всего, что достиг.

«Парнаса» зависит исключительно от Всевышнего. Знающие эту простую истину, беспокоятся лишь об одном: как не дать себе увлечься бесплодными мечтами и не пойти по ложному пути? Ответ дан в той же главе: «Сказал Моше Аарону: Возьми один сосуд, наполни его в полную меру маном и поставь перед Всевышним (в Храме) для хранения во всех поколениях». Так и было — сосуд с маном находился в Храме много столетий, без порчи и червей.

Раби Левинштейн, один из знаменитых руководителей ешивы «Понивеж», заметил, что вера в прямое участие Всевышнего в нашей жизни должна носить не просто чисто внешний характер, но быть прочувственной. Человек видит своими глазами, чувствует своим сердцем, как Творец мира проявляется во всем, что происходит с ним и вокруг него. Видит и чувствует, а не просто знает. Евреи, шедшие по пустыне, впрямую наблюдали ман. Они его собирали, они его ели. Роль сосуда с маном, который хранился в Храме, заключалась в том, чтобы свидетельствовать о прямом чуде, которое сопровождало наших отцов в пустыне. В результате, евреи вновь чувственно переживали «чудо парнасы».

Законы, по которым мы «добываем» себе пропитание, если вообще можно говорить о нашем участии в вопросах собственного пропитания, не изменились со времен пустыни. Мы собираем то, что нам дано. «Каждый собирает — сколько ему съесть». Не больше. А если больше, то это — испытание: смотри, чтобы не прогнило.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?