Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Бина — самостоятельное понимание на основе выученного. Бина сохраняет хохму (мудрость) в человеке.

 

«А после нее идет бина, — ведь после получения законов мудрости от Б-га обладатель бины (понимания), то есть способный выводить одно из другого, сможет поразмыслить над полученной мудростью, понять ее смыслы и вывести одно постижение из другого» (Мальбим).

«Бина — самостоятельное понимание на основе выученного» (Раши). Ученик воспринимает мудрость. Он размышляет над сутью вещей, открывшихся ему. Слово бина происходит от бейн, внутри, — глубокое проникновение в суть идеи. Определение ее границ и называние имени ее содержанию. Ее контекст и соотношения, выводы из нее: что можно построить на ней, и какое новое знание вывести. В чем она противоречит другим идеям. Бина — это восприятие содержания и смысла.

Бина есть инструмент, посредством которого человек воспринимает мудрость. Подобно дому (буква бетбайтбина), который является орудием для хранения его внутреннего содержания посредством ограничения и установки ограды.

Бина сохраняет хохму (мудрость) в человеке. Она приправляет ее, подобно соли, делающей съедобным мясо. Понимание смысла идеи позволяет ей остаться и крепко засесть в сознании человека.

Тора называется бина

«У меня совет и мудрость; я разум, у меня сила» (Притчи 8:14). Сила восприятия Торы — это бина: «Даже если человек читает Писания, и повторяет Мишну, законы, агаду, и все порядки сотворения, но нет у него понимания (бины) — его Тора ничего не стоит» (Мидраш букв раби Акивы).

Бина — основа Устной Торы

Маараль (Дерех Хаим, там же) объясняет установку «воспитывайте много учеников» в свете понятия бина. Речь идет о преумножении различных мнений, подходов, возможностей и путей, — ведь у каждого человека — свое понимание. Отсюда рождаются открытия в Торе в каждом поколении, в этом тайна преумножения Устной Торы.

«Слова мудрецов — подобны стрекалам и вбитым гвоздям, собирателям даны от Единого Пастыря» (Коэлет 12:11). «Как гвозди: бывает недостает гвоздя, но не бывает лишнего, — так и слова Торы: их может недоставать, но не может быть лишних». «Собиратели» — это мудрецы, которые собираются группами (и обсуждают различные предметы).

Одни объявляют нечто нечистым, а другие — чистым; одни объявляют его запрещенным, а другие — разрешенным; одни объявляют его некошерным, а другие — кошерным. Возможно, человек скажет: «Но если эти объявляют нечистым, а эти — чистым, эти запрещают, а эти разрешают, эти считают некошерным, а эти кошерным, — как я теперь смогу изучать Тору?!» На это отвечает стих «Даны от одного пастыря». Все (эти слова) дал один Б-г, произнес один Властитель, (они изошли) из уст Господина всех деяний, согласно сказанному (Шмот 20:1): «И произнес Г-сподь все эти слова, говоря…» И ты тоже, преклони ухо, внимательно прислушивайся и приобрети себе понимающее сердце, чтобы слушать слова объявляющих нечистым и объявляющих чистым…» (Хагига 3). В этом тайна преумножения Устной Торы.

Бина: восприятие уха, постижение смысла

И потому необходимо понимающее сердце, восприятие ухом, слышащим смысл и внутреннее содержание идей: постижение сути. «Ухо свое сделаешь внимательным к мудрости, наклонишь свое сердце к разумению. Если призовешь понимание (бина) и глас свой подымешь (взывая) к разумению» (Притчи 2:2). «Бина — это понимание некоторой новой идеи на основе похожей на нее идеи. А чтобы понять одно из другого, нужно произнести это. Потому что она включается в мудрость со всеми частностями и подробностями, а посредством чтения детали и подробности раскроются. Поэтому через произнесение человек поймет одну мудрость из другой. Потому сказано: “Если призовешь понимание”. Речь, чтение есть часть понятия слышания. Речь ограничивает, определяет, конкретизирует и детализирует постижение мудрости, так что она может быть воспринята ухом, способным слышать и понимать.

Десятисловие — Тора, называемая бина

Тора — это раскрытие внутреннего содержания, смысла Десяти речений, которыми сотворен мир. Израиль слышал Десятисловие и принял Тору, и с тех пор она “не на небе”, а у принявших ее. Тора принадлежит мудрецу, это “его Тора”. “Если скажет тебе человек: есть мудрость у народов — верь; если скажет: есть Тора у народов — не верь”. Ведь они не приняли Тору, нет у них постижения смысла мироздания, его внутреннего содержания. Соответственно, и восприятие мудрости мира недостаточно и ущербно, внешне и поверхностно. “Наши мудрецы, когда говорили о природных законах, имели в виду их внутренний смысл, ведь в этом знание Торы, объемлющей все премудрости, но все — во внутреннем аспекте, а не во внешнем” (Рамхаль).

Тора раскрывает смысл объектов в мире: разрешены они или запрещены, святы или профанны. Раскрывает корень и цель всех сотворенных: от самых высших до простых материальных. Слово Б-га — это внутреннее содержание всех вещей в мироздании. А Тора есть раскрытие этих слов.

 


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?