Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Самоощущение молящегося, в каком бы то ни было аспекте как полного, как совершенного и не обладающего недостатком, делает недействительной саму суть молитвы

«Нечто большее, чем аллегория» — солнце и луна: «великий даватель» и «великий получатель». Солнце по самой своей природе дает свой свет и тепло беспрерывно, но луна получит его воздействие, только если повернет к нему свою темную сторону, специально поставит себя так, чтобы получить ее свет.

«Всевышний сделал человека истинно великим по своей сути, но не установил в нем благо так, чтобы оно постоянно присутствовало в нем. Вместо этого Он сделал человека подобным луне, которая темна и нуждается в получении света от Солнца, и тогда она светит. Так и человек: его сила — не от него самого, но он приобретает ее со стороны приобщения к Всевышнему, когда Он осветит его сиянием Своего Лица, и тогда человек станет совершенным» (Рамхаль, Даат твунот 158). Народ Израиля в будущем «обновится, подобно луне», он получает изобилие своей жизненной силы, существования и удовлетворения потребностей, когда предстает как нуждающийся перед Творцом мира.

Всевышний, абсолютное Благо, желает воздать благо всем и во всякое время. Но Он сделал свою благодать зависимой от действий людей, от их просьб о восполнении недостатка. Молитва — это канал, связывающий людей со всеми их сиюминутными потребностями и нуждами этого мира, с источником благословения.

В этом и заключается глубина тонкого понимания, открывшегося нам относительно сущности молитвенного служения. Предстояние перед Царем — это стояние следствия (сотворенного) перед своей причиной (Творцом). Человек воспринимает свое бытие как «нет у него ничего от себя». В каждой детали своей жизни, материальной и духовной, он зависит от Творца. От Него человек получает жизненную силу, благодать и благословение. Само существование зависит от Него. Самоощущение молящегося, в каком бы то ни было аспекте как полного, как совершенного и не обладающего недостатком, делает недействительной саму суть молитвы.

Вот как объясняет раби Моше Кордоверо действие «стояния перед Царем»: «Каким образом человек может приучить себя к качеству Малхут? Прежде всего, он не должен гордиться тем, что у него есть, а следует всегда считать себя бедным и стоять перед Всевышним как нищий, просящий и умоляющий. А чтобы приучить себя к этому качеству, даже если он богат, нужно представлять себе, что ничто из его имущества на самом деле ему не принадлежит, и он покинут всеми и постоянно нуждается в милосердии Творца, что у него нет ничего, кроме хлеба, который он ест. И нужно смирять свое сердце, особенно во время молитв, поскольку это весьма способствует тому, чтобы молитва была принята» (Томер Двора 9). Это и есть «молитва бедняка», качество молитвы царя Давида — «А я — молитва».

Глубинная суть «самоаннулирования в молитве» заключается в упразднении отдельного существования человека и постановка его, во всех аспектах, в абсолютную зависимость от Творца — в чистосердечной вере.

Это служение — низложение гордыни, полное уничтожение самоуверенного тщеславия. Отделение от приобретений этого мира, отгораживание от упования на материальность. Внутреннее признание того факта, что все, что есть у человека, — не его и не от него. Скромность и смирение необходимы для того, чтобы вслух детально перечислить все свои нужды и недостатки. Но с этими чувствами смешивается возвышенное ощущение уверенности в силе молитвы. Глубокая вера в способность Творца сделать чудо и изменить ограничения природы. Сильнейшая надежда и упование на близкое спасение от Всеблагого, желающего воздавать благо всегда. И выше всего — ощущение близости, осознание того, что ты стоишь перед Б-гом, которое заставляет душу изливаться, как вода, против Лица Г-спода.

Мы продолжаем попытки расширить и углубить свое понимание данного вопроса.


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?