Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Каким было пророчество в древних поколениях и какого уровня духа святости можно достичь в наши времена?

Суть пророчества пророков такова: выше объяснялось, что есть четыре мира: Ацилут, Брия, Йецира и Осия, а ниже их всех — низменный мир, состоящий из четырёх основ, которые суть силы фундаментальной души, разделённые подобно десяти сфирот.

И также объяснялось, что в каждом из миров есть внутренний свет — свет десяти сфирот, а вокруг него — свет, образующий души, а вокруг него — свет, образующий ангелов, а вокруг него — тёмный свет, образующий клипот, а вокруг всего этого — собственно мир, то есть своды, его образующие. И именно так происходит в низменном мире, ибо материя четырёх основ — это тело и мир, а внутри них — все остальные светá, каждый из которых состоит из четырёх аспектов фундаментальной души.

Кроме того, объяснялось, что количество ступеней бесконечно, ибо сфирот состоят из десяти, каждая из которых, в свою очередь, тоже состоит из десяти и так далее, так что в каждом мире есть бесчисленное множество ступеней.

И уже объяснялось в пятых вратах, что пророчество — это подъём мысли пророка от ступени к ступени до места, за которое держится корень его души. После этого пророк думает о том, чтобы поднять свет сфирот до Эйн Соф, вызвать оттуда свет и спустить его, ступень за ступенью, пока он не достигнет его разумной души. Тогда разумная душа берёт долю в этом свете, согласно той степени, насколько корень его души держится наверху, и оттуда передаёт в животную душу, в её силу воображения, а там вещи принимают образ — либо во внутренних чувствах силы воображения, либо во внешних чувствах.

Очевидно, что это движение мысли вверх происходит не само по себе, а с помощью намерений и соединений, которые один пророк получал от другого, обучающего его пророчеству, как это было у «детей» 336 пророков со Шмуэлем и у Элияhу с Элишей 337. [Это обучение необходимо для того], чтобы с помощью соединений, которые совершает пророк, он притягивал свет и влияние, согласно своему желанию, и в этом сама суть пророчества.

Ещё пророков обучали молитвам и обращениям по именам к стражам врат небосводов и залов во всех мирах, которые — четыре основы (фундаменты) и воздухи (эфиры), которые в них, до вершины мира Ацилут, как это упомянуто в Книге Зоhар, глава Ваякhэль, в месте, где говорится о подъёме молитв (201б), и как упомянуто в главах о залах и их союзах. Сначала они открывали врата на ступенях, потом, соответственно, ступени, соединяли соединение и совершали особую молитву, посредством чего поднимались на следующую ступень. И так они восходили ступень за ступенью, пока не достигали высших корней, где и останавливались. Оттуда они продолжали свои мысли до Эйн Соф, а потом возвращались и низводили влияние вниз, как объяснялось выше.

Что касается стражей врат и их имён — суть была в том, что их заклинали с помощью некого святого имени, от сфиры, относящейся к этой ступени, — ангелу, коренящемуся и образованному оттуда и назначенному стражем врат в том своде, т.е. в материи той ступени. И у этого ангела тоже есть известное имя тех врат, и он их открывает. Тогда мысль пророка проходит через эти врата от света к свету, до самого внутреннего света сфиры на той ступени, затем он молится и соединяет необходимое там соединение и так поднимается от ступени к ступени.

В этом суть видений Йехезкеля, называемых «действие Меркавы 338», то есть то, что ступени (уровни) сопряжены друг с другом. Сначала открываются небеса врат сводов, то есть светá материи и сосудов того мира, затем входят к клипот (оболочкам), и об этом написано (Йехезкель 1:4): «И увидел ветер ураганный… 339», также об этом сказано (hошеа 1:2): «Вначале говорил Всевышний hошее…», — имеется в виду, что началом открытия пророчества было открытие клипы с её силами, которые — «жена развратная» 340 и «дети разврата». Хотя, будучи на небесах, пророк тоже «соединялся» и видел, как написано (Йехезкель 1:1): «…раскрылись небеса и увидел видения Всесильного», — но, находясь в месте клипот, он не наслаждался соединением с ними, а разрывал их и проходил через них, а соединение происходило только через необходимое видение 341. И в этом смысл слов Элияhу, доброй памяти (Млахим I 19:11—12): «…Не в громе Всевышний… <…> …не в огне Всевышний…» 342. А оттуда пророк входит в ограду света ангелов, ведь, как известно, между светами есть разделяющая преграда. Это сокровенная тайна понятия Хашмаль 343, численное значение которого равно слову Малбуш (облачение), и это сосуд и материя светов ангелов (пусть Всевышний искупит мне открытие этой сокровенной тайны). Затем пророк видел десять групп ангелов, разделённых на четыре хайот («животных») и четыре лагеря Шхины, и об этом сказано (Йехезкель 1:5): «А внутри — образ четырёх животных…», — а оттуда он проходил далее, пока не достигал света самих десяти сфирот, об этом сказано (Йехезкель 1:26): «…а на образе трона — подобно виду человека…». Сам трон — это свет, образующий души, как сказано: «Праотцы — они и есть Меркава» 344, поэтому душа называется «почётом», как написано (Теhилим 30:13): «Ради того, чтобы пел тебе почёт и не молчал…», и ещё написано (Там же 4:3): «…До каких пор почёт мой [отдан] для позора?..»

Здесь я открыл тебе глубокую тайну, включающую в себя детали Меркавы, чего не удостоились прошлые поколения. И, как уже объяснялось выше, в пятых вратах, не все пророки «питаются» из одного корня, ибо корней у них бесконечное множество — шестьсот тысяч в каждом мире. Об этом сказали мудрецы, благословенной памяти (Шир hа-ширим Раба, часть 4,

23): «Шестьсот тысяч пророков было в Израиле…», — а Моше, учитель наш, мир ему, включал в себя их всех и весил как все они.

Теперь в общих чертах объясним их иерархию. Моше, учитель наш, мир ему, поднимался до Ацилут и видел оттуда, посредством облачения в одну только Брия, но и это 345 лишь «проходя» 346, ибо сам Ацилут — недоступен, и в этом суть стиха (Шмот 33:20): «…ибо не увидит меня человек — и живой». А остальные пророки видели в Ацилут — посредством полного облачения в светá Брия. А после разрушения Храма был Йехезкель, который пророчествовал из Ацилут после облачения в Брия, а Брия была полностью облачена в Йецира. С тех пор светá Ацилут и Брия не открываются вообще, и именно это имели в виду мудрецы, благословенной памяти, сказав (Сота 48б), что после Хаггая, Зхарьи и Малахи пророчество прекратилось совершенно и остался только дух святости света одной только Йецира и ниже её; в Талмуде это называется «подъёмом в ПаРДеС» 347, который и есть Йецира, что называется «миром Метатрона». И у этого тоже были определённые методы использования для открытия врат из низменного мира Осия и Йецира — создание единений и молитвы, соответствующие десяти сфирот мира Йецира.

В этом суть использования «частей залов», которыми воспользовались раби Нехония, раби Акива, раби Ишмаэль и мудрецы Великого собрания, и которые позднее тоже были забыты. Было ещё нечто, после того как во времена амораим 348 была утеряна возможность очищения пеплом красной коровы, до времени Абайе и Равы, как об этом сказано в Талмуде (Хагига 25а), и прекратили использовать подъём в ПаРДеС, тогда стали использовать один только мир Осия. А поскольку этот мир ниже всех, а среди его ангелов только малая часть — добрые, а остальные — злые и, более того, в нём добро и зло крепко связаны между собой, то в этом мире вообще нет никакого постижения. Ибо [в этом мире] невозможно постижение одного только добра, и постижение в нём представляет собой смесь добра и зла, истины и лжи.

И в этом суть понятия «практическая Каббала», ибо она в мире Осия (действия), поэтому она и называется «практической» и поэтому же запрещено ею пользоваться, ибо (тот, кто её использует), обязательно войдёт в соприкосновение со злом, присоединённым к добру. Желая очистить свою душу, такой человек осквернит её этим злом, и даже то, что он постигнет, будет истиной с примесью лжи. Особенно сейчас, когда нет пепла красной коровы и нечистота клипот липнет к человеку, приближающемуся к постижению с помощью практической Каббалы. Поэтому тот, кто заботится о своей душе, отдалится от них 349, ибо [если не так], то он не только осквернит свою душу и будет наказан в Геhиноме, но и в этом мире — он или его дети обеднеют, заболеют или оставят веру.

Доказательством этому послужат раби Йосеф Дила Райни и раби Шломо Молхо, которые использовали практическую Каббалу и покинули этот мир по упомянутой причине, — (в практической Каббале) не может быть добра без примеси зла. Кроме того, такие люди подчиняют (ангелов) заклинаниями, [а те в ответ] соблазняют и сбивают их на дурные пути так, что они теряют душу. Тем более что способы эти были сокрыты древними и мы не знаем их в точности, — поэтому следует избегать их.


336 Слово «дети», во многих местах и здесь в частности означает «ученики»; речь идёт о пророках, учениках пророка Шмуэля.

337 Элиша — пророк, ученик пророка Элияhу.

338 Меркава в дословном переводе означает «соединение» или «сопряжение».

339 «Ветер ураганный» — название одной из оболочек.

340 Это аллегория. Чистые аспекты тела человека, аллегорически называются «праведной женой», а аспекты нечистоты присутствующие в теле, это «жена развратная».

341 Другими словами, это был только «зрительный» контакт, самый отдалённый из всех возможных для человеческих чувств.

342 «Гром» и «огонь» — также названия клипот.

343 Таков порядок соединений, приведённый Йехезкелем (1:4): «И увидел, и вот: ветер ураганный пришёл с севера, облако великое и огонь сверкающий и мерцание вокруг него, а внутри него — подобное Хашмалю внутри огня».

344 Посредством трона — «человек», упомянутый у пророка, «сидит» на внешних по отношению к нему мирах — мирах ангелов, оболочек и т.д. То есть трон — это средство сопряжения, он же Меркава.

345 «Это» — видение Ацилут, даже посредством облачения в Брия.

346 То есть даже так его видение Ацилут было не постоянным, а временным, как будто он проходил мимо него.

347 См. выше ссылки 36 и 210.

348 Амораим (ед.ч. — амора) — мудрецы Геморы.

349 От тех, кто занимается практической Каббалой.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.