Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...

Рамбан в начале своего комментария на Тору приводит мидраш: «Земля была первобытным хаосом, тьма над бездной»… В этой фразе кроется намёк на четыре царства, которые будут порабощать народ Израиля до прихода Машиаха. «Тьма» олицетворяет Греческое царство, потому что они «затемнили глаза народа Израиля». Попытаемся понять, что имели в виду мудрецы.

Написано в мидраше «Седер а-Дорот Раба» («Порядок поколений»), что когда пришёл к власти Александр Македонский, умер последний пророк Эзра и прекратилось пророчество в мире. Как видно, мудрецы соотносят исчезновение пророчества с приходом в мир Греческого царства. Итак, у нас есть два вопроса, на которые нужно найти ответы: первый — почему Греческое царство сравнивается с тьмой, и второй — как связано с ними исчезновение из мира пророчества?

Первым делом надо понять, что из себя представляло пророчество. Пророк на святом языке, который представляет собой первоисточник всех понятий, существующих в мире, называется חוזה — видящий, т. е. пророчество — это способность человека видеть гораздо больше, чем простой смертный, некая расширенная способность видеть, которую человек получал вследствие серьёзной работы над собой.

Были такие случаи, когда человек получал пророчество и оно не являлось следствием духовного совершенства, как это было с Биламом, но такое пророчество не являлось последовательной связью с Творцом, т. е. подобный человек не был сознательным посланником Творца в мире, а пророчество ему давалось по каким-то особым причинам. Это отдельная тема, заслуживающая особого внимания. В любом случае, проявления пророчества прекратились в мире с приходом Александра. Иными словами, мировую историю можно разделить на две эпохи — когда было пророчество и когда оно исчезло. И надо понять, что эти две реальности далеки друг от друга, как Запад от Востока. Мы живём в реальности отсутствия пророчества. Попытаемся представить, как выглядел мир до того.

Тора практически с первых страниц повествует о том, что Б-г разговаривал с человеком. Т.е., мир был создан таким образом, что в нём была постоянная связь с Творцом, мир находился гораздо выше в духовном плане, чем сейчас. И мы видим удивительный факт — не только праведники слушали указания пророков, но и величайшие злодеи мира, такие, как Невухаднецар, разрушивший Храм, и которому за особую жестокость мудрецы придумали особое пожелание — «да сотрутся его кости», Ахашверош, Дарьявеш и другие считались с еврейскими пророками.

Естественно, напрашивается вопрос: почему? Злодеи мира, целью жизни которых было восстать против Творца и его народа, вдруг считаются с пророчеством!

А ответ, видимо, в том, что это была реальность, а с реальностью, понятно, не спорят. Как сегодня никому не придёт в голову спорить с тем, что человек, спрыгнувший с высотного дома без парашюта, разобьётся, так и тогда спорить с пророчеством было противоестественно.

Мир был значительно выше, и в нём было открыто людям гораздо больше, чем сейчас. А затем, по выражению мудрецов, Всевышний отделил Себя от мира «железным занавесом» — это и называется исчезновением пророчества. Т. е. способность пророков получать информацию от Творца была производной от общего состояния мира. Рамбам в Предисловии к Пиркей Авот пишет, что во все времена есть мудрецы, которые находятся на уровне, позволяющем пророчествовать, — если бы было пророчество в мире.

Таким образом можно объяснить ещё одно непонятное явление, описанное в Священном писании — идолопоклонство. Именно оно чаще всего использовалось как предлог для атеистической критики. И, действительно, как современный цивилизованный человек может допустить бессмысленное поклонение изделиям из камня и дерева! Естественно, хочется объяснить это явление примитивностью древних народов и несостоятельностью их мировоззрения.

Но на самом деле идолопоклонство существовало в мире вместе с пророчеством и именно благодаря ему обладало реальной силой. Мир во времена пророчества был более духовным, и, соответственно, дурное начало мира тоже было более духовно. Творец создал мир в равновесии, т. е. так, что в нём всегда присутствует свобода выбора. И если в мире есть пророчество, прямой контакт с Творцом, очевидность которого невозможно отрицать, как люди смогут Его не слушать! И поэтому, чтобы осталась свобода выбора, чтобы мир остался в равновесии, должны присутствовать в мире какие-то силы, компенсирующие влияние пророчества. Как объясняет Рамбам в законах об идолопоклонстве, начало ему было в том, что влияние духовного мира было открытым, т.е. влияние высших сил, управляющих духовным миром было очень ощутима, и поэтому люди начали ошибаться, думая, что если Творец наделил их полномочиями, то и мы должны их почитать. Но дело было не только в почитании, а также в возможности влиять на эти силы снизу.

Можно привести аллегорию. Огромный дворец, в котором есть целая система служащих, отвечающих за отдельные богатства Царя. Для того, чтобы получить что-либо из дворца, существует два пути: один — пробиться к самому Царю, и тогда у человека будут ключи от всех комнат. Другой — подкупить определённого служащего и получить легко и быстро то, что нужно. Понятно, что первый путь — прямой и трудный, а второй — преступный и лёгкий. Так и в те времена — духовный мир, непосредственно отвечающий за функционирование материального мира, был открыт и влияние его было очевидно. Более того, существовала обратная связь, была возможность влиять на духовный мир и тем самым получать быстрый реальный результат здесь.

Таким образом, можно получить примерную картину того мира. Присутствие духовной власти было настолько очевидно, что ни у кого не могло возникнуть ни малейшего сомнения. Т.е., в мире не было места неверию в Б-га, Его присутствие было очевидно. Более того, человека, утверждающего атеизм, сочли бы сумасшедшим. Только вот кому подчиниться, самому Всевышнему или его управляющим, — в этом и заключалась свобода выбора. В этом — суть идолопоклонства.

Возвращаясь к нашему вопросу, можно понять, что имели в виду мудрецы, сравнивая царство греков с тьмой. Дело в том, что суть греческой идеологии заключалась в утверждении: есть только то, что видят глаза. То, чего нельзя видеть, не существует. И понятно, что в мире, где царствует такое мировоззрение, нет места пророчеству. Приход эллинского царства как бы вытеснил из мира пророчество, затемнил глаза Израиля, т.к. Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается. Так было с поколением потопа: люди тогда жили в идеальных условиях, поэтому их жизнь была долгой и безболезненной, но человечество не справилось с этим испытанием и жило исключительно материальной жизнью. Поэтому у него забрали всё: условия жизни существенно ухудшились и продолжительность её сократилась. Так было и с поколением разделения (Вавилонской башни), которое, обладая огромными возможностями, использовало их не для духовного совершенствования, а для восстания против Б-га. Так произошло и во времена греков — если человечеству не нужен дар видеть дальше собственного носа, то оно не увидит и его!

В заключение можно добавить лишь то, что в этом и есть наше испытание — не замыкаться только на действительности, нас окружающей, а попытаться понять, что кроется за ней.


Толдот.Ру по-немецки!

Редакция Толдот

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

Раби Яаков-Йеошуа бар Цви-Гирш Фальк (Пней Йеошуа)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...

История еврейского народа. 108: Евреи Германии в эпоху Просвещения

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха

Заповедь «Помни, что сделал тебе Амалек»

Рав Ицхак Зильбер

Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.

Раби Цви-Гирш бар Арье-Лейб Левин

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».

Раби Йозельман Иш Росхайм

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...