Из цикла «Даат тфила», темы: Еврейская молитва, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
“Праведники преподносят перед Господином реальность новой готовности… А Всевышний ответит им воздействием высокого уровня, в соответствии с качеством той готовности” (Рамхаль, Даат твунот 158).
“На чем стоит земля?” Кто дает ей существование, на основе чего она получает изобилие жизни и благословения, — это вопрос Гемары в трактате Хагига. У земли нет ничего от себя, она пустынна: “…а земля была безвидна и пуста”. Все изобилие приходит к ней с Неба. Там — совершенство изобилия в материальном и духовном: “Он делает совершенство в Своих высотах”. Кто же соединяет две эти системы, высшие и низшие — вот в чем вопрос Гемары. И она отвечает: праведник, который является основой мира, “ибо он объединяет небо и землю” — лестница, стоящая на земле, но головой достигающая неба. “Праведники преподносят перед Господином реальность новой готовности”. Готовность, которая, в частности, служит для скачивания изобилия благословения и жизни для материального мира — это молитва. Молитва есть часть сущности праведника, ее действие — его имя.
Упоминаемый в мишне из трактата Бава кама один из архетипов ущерба מבעה расшифровывается в Гемаре как “человек” (Бава кама 2а-3б). מבעה дословноозначает “просящий”, как следует из стиха в Йешаяу (21:12): “Сказал страж: утро настало, но и ночь… Если хотите просить תבעיון, то просите בעיו; приходите снова”. “Сказал Всевышний: ‘Обдумываю Я (желание) озарить вас избавлением… Если выскажете свою просьбу ускорить конец времен’. Следовательно, בעיו сказано о человеке” (Раши)». Таким образом, человек назван «просящим» — молящимся.
Сама молитва называется «душой человека», как сказано: «Раздирающий душу в гневе своем» (Ийов 18:4). И что это за душа? Это молитва, как сказано: «…и проливала я свою душу перед Г-сподом» (Брахот 5б). «Душа» — это воля человека: «если есть с вашей душой» (Берешит 23:8), то есть, если вы пожелаете. Синонимичность человека и молитвы учит нас, что молитва является частью сущности человека. Это желание, стремление человека прилепиться к Творцу и получить от Него благодать и жизненную силу, — есть наимощнейшая сила во вселенной. Она продвигает весь мир к его цели — совершенству. Эти воля и желание — краеугольный камень молитвы как таковой.
Человек — это «молящийся» вселенной
«И всех кустов полевых еще не было на земле, и все полевые травы еще не выросли, ибо не послал Г-сподь Б-г дождя на землю, и человека нет, чтобы возделывать почву» (Берешит 2:5). «Не вышли (травы), а стояли на уровне земли до шестого дня, и почему? Поскольку не послал дождя. А почему не послал? Потому что нет человека, чтобы возделывать землю, и не было того, кто понимал благо дождей. А когда пришел человек и познал, что они необходимы миру, помолился о дожде и тот пошел, — и выросли деревья и травы» (Раши).
Все в творении занимает свое место. Небо отдельно, и земля отдельно, и некому их соединить. Они ждут человека, праведника мира, который помолится о них и повлечет то самое высшее сочетание, которое приведет к излиянию благословения из высших миров в низшие. (Дождь, как известно, — это символ благодати, нисходящей из высших миров в низшие).
И человек, «познавший необходимость дождя», признал недостаток в низших мирах и обратился к Творцу, чтобы эти миры получили восполнение этого недостатка. И пошел дождь, и выросли деревья и травы. Это плоды служения человека. Это благословение — плод служения молитвой.
И как это было в день сотворения человека, так и последний день ожидает молитвы человека, который почувствует и признает великий недостаток, корень всех недостатков творения: недостаток в Великом Имени Всевышнего. И встанет человек, и помолится о восполнении этого недостатка, и будет умолять и упрашивать, чтобы раскрылось Единство Всевышнего в творении, и был Г-сподь один и имя Его одно: «Если хотите просить, то просите».
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?