Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему женщина наказыва­ется смертью за нарушение трех вышеупомяну­тых заповедей именно «при родах»

Написано в Талмуде («Шабат» 32а), что три греха могут привести к смерти женщины при родах:

1. Недостаточно серьезное соблюдение законов чистоты семейной жизни («нида»).

2. Пренебрежение заповедью «хала» (отделение щепотки теста от килограмма и больше муки).

3. Пренебрежение зажиганием субботних свечей (или зажигание этих свечей уже после захода Солн­ца, т.е. в Шабат).

Необходимо попытаться объяснить смысл данной гемары: почему именно эти грехи приводят к смерти при родах и «как это работает»?

А. Все три заповеди связаны с Хавой — первой женщиной, и эта тайна была приоткрыта в «Авот де-раби Натан» (раздел 2, гл. 9): 1. Менструальное кровотечение унаследовано женщинами от Хавы, которая получила его в наказание за то, что «пролила кровь» Адама: он (Адам а-Ришон) «был кровью мира» (поддержи­вал его духовность), а Хава послужила причи­ной того, что Адам не смог оставаться на своем духовном уровне — вкусив запретный плод, он стал смертным. Можно объяснить еще проще: «пролила его кровь», т.е. «убила», поскольку, в конечном счете, Адам а-Ришон, сотворенный бессмертным, стал смертным. Исполнением за­поведей, связанных с чистотой семейной жиз­ни, еврейские женщины, начиная с праматери

Сары, добровольно принявшей на себя запо­веди еще не спущенной в мир Торы, участвуют в исправлении ошибки Хавы. Запрет супруже­ской близости (а также объятий, поцелуев и т.д.) у евреев связан с периодом «ниды». Согласно алахе, женщина считается «нидой» при любом выделении крови из матки, не только во время регулярной менструации, но и в любое другое время (при беременности, кормлении грудью, и даже в старости, и даже если это кровотечение является результатом врачебного вмешатель­ства или физического перенапряжения), и она остается в этом состоянии вплоть до прекраще­ния кровотечения, правильного отсчета семи «чистых» дней и погружения в кошерную микву. 2. До греха Адам а-Ришон был «Халой мира» (святой его частью). Тора обязала евреев от­давать халу — отделенную часть теста — коэну1. Однако в наше время, «по техническим при­чинам», мы ее не отдаем, а сжигаем, поскольку пребываем в состоянии ритуальной нечистоты, и наше тесто тоже принимает эту нечистоту, что лишает нас возможности исполнить запо­ведь в полном объеме. После греха Адам стал смертным (а смерть приносит с собой «туму» — ритуальную нечистоту), он не мог более оста­ваться «халой мира». Слово «хала» происходит от слова «тахлит» (цель, назначение, смысл). Т.е. Хава вмешалась в структуру мироздания. Отде­ление халы служит напоминанием о поступке Хавы и его исправлением: женщина отдает луч­шее («венец») от созданного ее руками, причем априори она отдает «чистую» халу коэну, ибо такая хала — святыня.

3. Хава «погасила свечу» Первого Человека: Адам а-Ришон был «свечой Вс-вышнего», он излучал духовный свет, освещавший весь мир. После того, как Хава дала мужу плод от Древа Познания, Адам а-Ришон «потух»: после из­гнания из Ган Эдена он уже не мог продолжать освещать мир святостью Вс-вышнего. Еврей­ские женщины зажигают свечи перед Шабатом и праздниками, в том числе и для исправления ошибки Хавы.

Б: В Тосефте («Шабат» гл. 2, алаха 10) приведено высказывание рабана Шимона бен Гамлиэля: «ам а-арец» (невежественный в Торе человек) умирает за пренебрежение законами «маасера» (отделения десятины от урожая). Это связано с тем, что в канун Шабата и в других исключи­тельных случаях еврею, купившему плоды уро­жая у неуча, и не успевающему отделить от них десятину, разрешается положиться на продав­ца в том, что тот уже отделил ее (Раши, в своем комментарии на Гемару («Шабат» 32б) пишет, что большинство «амей а-арацот» отделяет де­сятину). И поскольку ему оказано доверие, а он пренебрег этой заповедью, то и наказание осо­бенно строгое.

По аналогии, тот же принцип можно применить к женщинам: поскольку «нида», «хала» и свечи — эти «женские» заповеди, то женщина получа­ет наказание именно за пренебрежение ими. Важно отметить, что когда мы говорим, что эти три заповеди — «женские», мы вовсе не имеем в виду, что мужчины не имеют к ним вообще никакого отношения. Напротив, очень часто именно мужья консультируются по вопросам «ниды» с компетентными раввинами, сжигают отделенное тесто халы, к тому же важно, чтобы именно муж приготовил свечи, которые будет зажигать жена. И все же, сами эти заповеди ис­полняет именно женщина, и обычно лишь она знает, насколько правильно и точно они были ею соблюдены.

Теперь объясним, почему женщина наказыва­ется смертью за нарушение трех вышеупомяну­тых заповедей именно «при родах». Этот вопрос разбирается в Вавилонском Талмуде («Шабат» 31а-34а): мудрецы говорят, что когда человек находится в ситуации повышенной опасности, на Небесах зачитываются его грехи, в резуль­тате чего он может быть обречен на смерть. Ро­женица считается опасно больной, а поскольку эти заповеди исполняются именно женщиной, то именно их и проверяют на Небесах в первую очередь. Далее Талмуд сообщает, что в жизни мужчины также возможны ситуации, которые достаточно опасны чтобы стать причиной за­читывать его грехи перед Небесным Судом, что может привести к его преждевременной смер­ти: когда он проходит по узкому мосту, заходит в развалины, отправляется в путь в одиночку, спит один в неосвещенном и закрытом помеще­нии — это может закончиться преждевременной смертью мужчины, поскольку это опасные ситу­ации и его интенсивно судят на Небесах.

Другие причины преждевременной смерти

Гемара («Шабат» 32а) приводит брайту от имени раби Элиэзера, где присутствуют те же три запо­веди, но вместо « женщины умирают при родах», сказано, что женщины умирают в репродуктив­ном возрасте, не дожив до старости (т.е. раньше срока, и не обязательно именно при родах). Там же от имени рава Ахи приводится утверждение, что причиной смерти женщин при родах явля­ется то, что они застирывают грязную одежду своих детей в Шабат (что является запрещенным действием). После этого Гемара упоминает «амей а-арацот», которые умирают за то, что называют «арон а-кодеш» (синагогальный «ковчег», в ко­тором хранятся Свитки Торы) «шкафом», т.е. не относятся к святому с должным уважением, и говорит, что и женщины тоже могут умереть за тот же грех. Отсюда видно, что не только женщи­ны, но и мужчины могут быть наказаны в момент опасности за определенные вещи. Раби Натан в барайте («Шабат» 32а) сообща­ет, что «женщина умирает за грех клятв», и это огромная «новость», не только потому, что здесь преждевременная смерть женщины не «привязана» к родам и другим опасным ситуа­циям — в данном случае смерть жены связана с неисполнением клятв и обетов, которые взял на себя ее муж! И это несмотря на то, что сказал пророк Ирмияу (31:29): «Каждым умрет за свой грех…». И добавляет Талмуд от имени раби Ши-мона, что из-за неисполненых мужчиной обетов «умирают его дети». Далее Талмуд называет в качестве причины выкидышей ненависть меж­ду мужем и женой («Шабат» 32б), а причиной ни­щеты — несправедливый суд (там же, 33а). Раши объясняет, что в последнем случае речь идет о том, что обнищание общества является прямым следствием того, что судьи не обнародуют при­нятое решение сразу или искривляют закон. Талмуд Йерушалми («Шабат» гл.2, мишна 6, стр.2) упоминает смерть при родах, но допол­нительно приводит важное высказывание раби Йеуды, который, опираясь на толкование стиха «Напрасно бил Я сыновей ваших: они не приня­ли наставления.» (Ирмияу 2:30), утверждает, что маленькие дети (в т.ч. девочки) умирают за грех неисполненных обетов, совершенный их отцами.

Итог

Итак, мы не обнаруживаем противоречия меж­ду Вавилонским и Иерусалимским Талмудами в отношении того, какие ситуации нужно считать особо опасными и связанными с риском для жизни при наличии определенных грехов. Для мужчин такими ситуациями признаны длин­ная дорога без сопровождающих, хождение по качающемуся мосту, нахождение рядом с не­устойчивой стеной, посещение развалин и т.п., а для женщины особой опасностью являются роды. В тот момент, когда человек оказывается в ситуации, сопряженной с повышенной опасностью, поднимаются грехи человека, и он мо­жет умереть (не пережить опасность) за упомя­нутые грехи.

Осталось объяснить, как за невыполнение обе­щаний мужа могут умереть его жена или дети (не про нас будет сказано). Написано в Торе: «И когда пообещаешь обет Вс-вышнему, не за­держивайся с его выполнением, потому что спросит тебя за него Вс-вышний, и понесешь за него грех» (Дварим 23:22). Но здесь речь идет о самом нарушителе — а причем здесь жена и дети? В отношении жены действует известный принцип «ишто ки-гуфо» («его жена как он сам»), причем здесь этот принцип «срабатывает» так: если жене что-то действительно важно, то она добивается этого от мужа. А если она, наоборот, «закрывает глаза» на нарушение, то, соответ­ственно, пострадает вместе с ним. Источником знания о том, что дети наказывают­ся за родителей, является стих «.Он поминает вину отцов сыновьям» (Шмот 34:7). Раши объ­ясняет, что Тора сообщает здесь, что Вс-вышний взыскивает с детей за вину отцов. Однако Раши делает «укимту» («сужает» понимание смысла написанного): наказываются лишь те дети, ко­торые следуют дурному примеру своих отцов.

Указание на то, что понимать написанное нуж­но именно так, содержится, по мнению Раши, в конце другого стиха: «.Ибо Я Г-сподь, Б-г твой, Б-г ревностный, поминающий вину отцов сыно­вьям до третьего и четвертого поколения нена­видящих Меня» (Шмот 20:5), и об этом говорит Талмуд («Брахот» 7а, «Санэдрин» 27б). Получается, что если человек клянется, и не исполняет, и так же поступают его дети, то они умирают молодыми (не про нас будет сказано), поскольку на Небесах проявляется повышен­ное внимание именно к этим их грехам. В заключение хочу сказать две вещи. Во-первых, несмотря на все вышесказанное, ни в коем слу­чае не стоит искать в чьих-то несчастьях при­чинно-следственных связей, и об этом написал Рамбам («Таанит» гл.1 мишна 2): «Такие люди, как я, не понимают причину подобных случаев — это знают пророки», и привел стих из Торы: «Со­крытое Г-споду, Б-гу нашему…» (Дварим 29:28). Во-вторых, хочу пожелать нам всем, чтоб все упомянутые напасти обходили нас стороной, и исполнились на нас все благословения, упомя­нутые в Торе, чтобы в здравии, радости и до­статке мы могли жить, передавая нашим детям и внукам наше Наследие.

1 Гемара («Шабат» 32б) завершает тему смерти при родах цитатой из пророка, где наоборот, прямо сказано о связи между халой и благо­словением: «…Тесто отдавайте коэну, чтоб покоилось благословение на доме вашем» (Йехезкель 44:30).

Из журнала «Мир Торы»


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.