Темы: Ханука, Суббота, Обрезание, Зажигание свечей, Рав Овадья Климовский, Обычай
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныОбъясните, откуда взялась традиция зажигать свечи. Почему, зачем и с какой целью их зажигают. Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Шалом!
Когда-то свечи служили просто для освещения дома. Но и тогда они несли в себе дополнительное значение, ведь мы видим, что сегодня их зажигают на праздники, хотя дом освещен. Мудрецы Великого Собрания даже установили специальную заповедь зажигания свечей в некоторые особые дни.
В книге «Кад а-Кемах» рабену Бехайе объясняет: дом, в котором горят свечи, обретает уважение в глазах людей, свечи — это признак роскоши; и приводит слова пророка Йешаяу (глава 24): «Почтите Всевышнего огнями…» — имеются в виду свечи. Поэтому любое событие, важность которого мы хотим подчеркнуть, сопровождается зажиганием свечей. Как правило, их зажигают во время праздничной трапезы, связанной с исполнением заповеди.
Во время брит милы свечи зажигают еще по одной причине — написано в книге Эстер по поводу победы над Аманом и его приспешниками: «У евреев был свет и радость, ликование и почет». Мудрецы наши, благословенной памяти, истолковали этот стих так: Аман в свое время запретил евреям выполнять несколько важнейших заповедей, теперь они были снова разрешены. «Свет» намекает на изучение Торы, «ликование» — на брит. Слово «свет» означает и просто свет, поэтому на брит принято зажигать свечи. К тому же, мудрецы хотели, чтобы люди, проходя мимо дома, видели, что там делают брит, и заходили бы поучаствовать(Сефер таамей амицвот).
В Шаббат и праздники свечи зажигают ещё по двум причинам — во-первых, для того, чтобы в доме царило спокойствие и согласие, он должен быть освещен, во-вторых, в эти дни человек обязан получать удовольствие — и свечи зажигают, так как они создают приятную, праздничную атмосферу в доме. Поэтому, как бы хорошо электричество не освещало дом, вторая причина остается.
В Хануку свечи призваны напоминать людям о чуде, случившемся много лет назад; для этого их ставят туда, где обычно не держат осветительные приборы — так, чтобы было ясно, что их поставили специально в память о чуде.
Свечи зажигают также для поднятия души умершего, как сказано «Душа человека — свеча Всевышнего».
Помимо сказанного здесь, зажигание свечей имеет глубокий смысл, тайну которого дано постичь лишь при глубоком изучении.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Субботние свечи
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
Работа — наш дом?
Рав Реувен Куклин
Что зажигать прежде: ханукальные свечи или субботние?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы, фонограмма видеоуроков»
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Неизвестные исполнители
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
В одну из суббот не получилось зажечь свечи. Как это можно исправить?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Неизвестные исполнители,
из цикла «В помощь начинающему хазану»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»