Темы: Изучение Торы, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый рав Овадья Климовский. Я слышал, что в иудаизме есть свои эффективные методы для запоминания текстов. Если можно, то расскажите. Как правильно организовать время для чтения Торы, трудов мудрецов, пророков, другой полезной литературы? В какое время это лучше делать? Хочется побольше узнать и запомнить, чтобы применять знания в повседневной жизни. Б-жьих Вам благословений. С уважением, Юрий
Здравствуйте, уважаемый Юрий!
Большое спасибо за теплые слова и очередной интересный вопрос.
1. Сегодня, как я слышал, уже доказано, что еврейский метод учебы весьма эффективен для запоминания материала. Суть его проста — ешиботники всегда читают текст Талмуда и комментариев вслух, причем нараспев, основные книги даже приобрели с годами собственное подобие мелодии[1], которая повторяется при чтении. Разумеется, такое чтение не позволяет сосредоточиться на глубоком смысле материала, поэтому оно прерывается длительными паузами, во время которых ученик, молча, обдумывает прочитанное. Но оно идеально для того, чтобы сам текст зафиксировался в памяти, это очень полезно в дальнейшем, когда во время изучения комментариев человек хорошо помнит, что написано в основном тексте. Если это не так, комментарии воспринимаются как отдельные, зачастую не очень ясные отрывки, и польза от их изучения несравнимо меньше. Гораздо удобнее помнить, к какому месту в Талмуде или Мишне они относятся. Кроме того, у нас принято многократно повторять материал, прежде чем углубиться в его изучение. Наибольшего эффекта в запоминании можно достичь, если повторять небольшие отрывки вслух, с закрытыми глазами. Более подробно об этом можно прочитать в книге Керем Йеошуа.
2. О том, как распределить своё учебное время, писали еще мудрецы эпохи средневековья (ришоним), и Шулхан Арух (Йорэ Дэа 246) приводит их слова, суть которых сводится вкратце к следующему: выделенное для учебы время[2] следует разделить на три части. Треть — на изучение Письменной Торы, треть — на изучение Устной как Закона, и треть — на углубленное понимание того, как выводятся эти Законы, то есть на занятия Гмарой. Когда же человек уже преуспел в изучении Писания и Законов, следует большую часть времени посвящать изучению Гмары, не запуская повторения остального. Тому же, у кого времени на учебу мало, стоит в первую очередь учить Законы, иначе он не сможет их исполнять. В наше время принято уже в молодости посвящать большую часть времени Талмуду, в котором на самом деле есть все. В дальнейшем каждый выбирает себе учебное заведение в соответствии со своими предпочтениями — кому-то больше нравится погружаться в бесконечную глубину логики Талмуда, кому-то больше подходит подробное изучение Законов, а кто-то достигает после этого и такого уровня, что может приобщиться к некоторым книгам, которые позволят глубже понять Тору и устройство мира.
3. От имени Аризаля различные авторы приводят, что не рекомендуется читать Письменную Тору ночью. Есть спор законоучителей о том, насколько это правило строго и какие из него существуют исключения. Но если изучают Письменную Тору с комментариями, то это уже Устная Тора, и к изучающим нет претензий. Автор ответов Бэ-цель а-Хохма пишет: тому, кто ещё не способен учить Мишну и Гмару, однозначно следует разрешить читать Письменную Тору по ночам, чтобы не оставить его на это время вовсе без изучения Торы.
С уважением, Овадья Климовский
[1] Про Письменную Тору и говорить нечего, все ее 24 книги имеют собственные мелодии, ноты которых прописаны для каждого слова — хотя в тексте свитков их нет, так же, как нет и огласовок. До недавнего времени многие помнили наизусть весь Танах с этими нотами.
[2] Примечательно, что Рамбаму, например, было просто представить, как работающий человек находит время учиться 9 часов в день, работая, правда, всего 3. В наше время, однако, это означает, что тот, кто работает по 8 часов в день, вполне способен учиться еще 4!
Читайте: Изучение Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.
Рав Овадья Климовский
От чего будет зависеть ход событий?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Овадья Климовский
Армия и ешиботники
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Ашер Кушнир
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Мендель Агранович
Из каких частей они состоят?
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону