Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рассказы о еврейских мудрецах, притчи и увлекательные истории, посвященные силе одного слова — Амен

Четвертое благословение, входящее в состав Биркат а-мазон, завершается словами «ле-олам аль йехасрейну». В отличие от трех предыдущих благословений в конце четвертого не сказано «Барух Ата Ашем…». В силу этого на долгие годы была забыта алаха, в соответствии с которой следует отвечать Амен после этого благословения. Около двухсот лет назад, вскоре после смерти Виленского Гаона, р. Лейб Хасид из Телза взялся выяснить этот закон.

В следующей истории рассказывается, как ему удалось добраться до истины.

Реб Лейб еще в юности был известен как цадик. Его наставник, Виленский Гаон, говорил о нем: «Это душа, не прикрытая физическим телом».

Реб Лейб посвящал свое время и силы почти исключительно духовному служению. Не удивительно, что его семья жила в крайней бедности. Многие почитали его и восхищались его святостью. Они сочли бы для себя величайшей привилегией и заслугой, если бы цадик принял от них финансовую поддержку, но в этом отношении он был тверд, как алмаз, и подарков не принимал.

Он делал исключение из этого правила только на тот период, когда подходила пора выдавать замуж одну из его дочерей. В таких случаях он путешествовал из города в город и просил состоятельных евреев помочь ему в выполнении этой важной заповеди: выдать дочь замуж. Поскольку слава о нем была распространена повсеместно, сбор средств на хупу был для него нетрудной задачей — обычно богачи спешили предложить ему свою помощь еще до того, как он к ним обращался. Но как только необходимая сумма набиралась, реб Лейб сразу же возвращался в Телз — к своему самоотверженному служению и к изучению Торы.

И вот однажды реб Лейб сообщил своей ребецин, что ему необходимо отправиться в путешествие, и попросил нанять для него возницу. Одна из дочерей уже приближалась к брачному возрасту, и ребецин решила, что ее святой муж собирается в очередное путешествие для сбора средств на хупу. Она также надеялась, что в ходе этой поездки реб Лейб найдет для дочери достойного жениха.

Сборы были быстро завершены, и в назначенный день реб Лейб отправился в дорогу. После нескольких дней пути, в полдень пятницы, он оказался неподалеку от городка Вилкомир. Следуя указанию мудрецов, в соответствии с которым запрещено отправляться в дальний путь в канун шабата после полудня, реб Лейб решил остановиться в этом городке.

Он устроился на ночлег и приготовился к встрече царицы-шабат. Вскоре, облачившись в белые субботние одеяния, он направился в местную синагогу. И когда он проходил по улицам, горожане, завороженные его величественным, благородным обликом, не сводили с него взгляд.

В синагоге — как обычно перед наступлением шабата — реб Лейб начал читать Шир а-ширим, и в его голосе зазвучало страстное стремление к Всевышнему. Постепенно за его спиной собралась толпа бахурим, захваченных радостным воодушевлением гостя. Один из юношей позвал главу своей ешивы, рава Рафаэля Гамбургера. Посмотрев на гостя, р. Гамбургер шепнул ученикам: «Это ангел в обличии человека».

И когда в синагоге собралась вся община, один пожилой еврей узнал гостя и уверенно сказал остальным: «Это цадик реб Лейб Хасид из Телза. Наверняка одна из его дочерей стала невестой, и он приехал, чтобы собрать средства на ее свадьбу».

Сразу же после окончания шабата местные жители поспешили провести для него сбор пожертвований — но реб Лейб отказался принимать деньги. «На этот раз, — с улыбкой пояснил он, — цель моей поездки совершенно иная». И на следующее утро он отправился дальше.

Несколько недель спустя реб Лейб вернулся домой. Он выглядел усталым, но его лицо светилось от радости. Возбужденные дети обступили его. Наконец-то любимый отец снова дома! «Это была замечательная поездка, — сказал он жене и детям. — Я вам все расскажу, но сейчас время молитвы Минха, и я должен поспешить в синагогу. Потом, с Б-жьей помощью, вы услышите о результатах поездки».

Когда он вернулся, уже было темно, и семья села ужинать. И хотя еда была самая простая, все равно в доме царила атмосфера праздника. Многие жители городка заходили, чтобы поздравить его с возвращением.

…Дело подошло к Биркат а-мазон. И тогда реб Лейб торжественно обратился к друзьям и родным: «Я благодарю Владыку Вселенной, который удостоил меня возможности преподнести вам этим вечером чудесный подарок».

Все стихли и, затаив дыхание, смотрели на реба Лейба. Наконец-то он сообщит им о результатах своей поездки!

Реб Лейб сделал небольшую паузу, а затем продолжал: «Я всегда сомневался, где именно завершается четвертое благословение в Биркат а-мазон, и не знал, после каких слов следует отвечать Амен. Вот поэтому-то я и отправился в путешествие! Я проделал долгий путь до дома раби Йеошуа Зехвицера, ученика Виленского Гаона, чтобы обсудить с ним эту проблему. И теперь я могу открыть вам то, что сказал мне раби Йеошуа: Амен следует отвечать сразу же после слов ле-олам аль йехасрейну

«Возможно, вы удивляетесь, — продолжал цадик, — что я совершил такое трудное путешествие — несколько недель тряски по ухабистым дорогам — только для того, чтобы выяснить, после каких слов следует отвечать Амен. Но представьте себе, что где-то вдалеке существует земля, в которой множество легко доступных драгоценных камней. Если человек узнает о таком месте, он будет готов путешествовать много дней и ночей, чтобы его достигнуть. Он не обратит внимания на любые трудности и невзгоды, которые ему придется встретить на пути в эту удивительную страну. И когда он возвратится домой с карманами, полными драгоценных камней, все эти неудобства пути будут мгновенно забыты. Единственное, что будет занимать его ум, — это обретенное им богатство!»

«Дети мои! — воскликнул реб Лейб, и его воодушевление невольно передалось всем окружающим. — Эта поездка стоила любых пережитых трудностей, ведь сокровище, которое я привез, дороже любых алмазов и бриллиантов!»

Его глаза излучали свет, а голос звучал торжественным гимном: «Помните, что каждый Амен приводит к народу Израиля благословение с Небес! И вот теперь, когда мы будем произносить Биркат а-мазон, мы в первый раз сможем с уверенностью ответить Амен после четвертой брахи — в точно установленном для этого месте. Разве мог бы я привести вам подарок лучший этого?!»

Издательство Пардес


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.