Из цикла «Всего одно слово — Амен», темы: Кадиш, Амен, Всего одно слово, Благословения
Р. Моше Гертнер из Бней-Брака был богобоязненным евреем. При выполнении заповедей он избегал любых компромиссов с самим собой, но особенно непреклонным он был в отношении благословений: он всегда стремился услышать в ответ Амен. В течение дня, когда в доме или вокруг него, как правило, находились люди, это было не так уж трудно. Но р. Моше изучал Тору допоздна, когда все его домочадцы уже давно спали. И если летней душной ночью ему необходимо было выпить воды, его от сердца произнесенное благословение наталкивалось на звенящую тишину.
И вот, когда муниципалитет Бней-Брака ввел новую услугу — круглосуточную горячую телефонную линию, — р. Моше очень обрадовался. «Что это тебя так взволновало?» — спросили его члены семьи, не в силах вообразить, почему именно эта услуга показалась ему столь важной.
«Вы не понимаете?! — переспросил он. — Да это решает мою проблему!»
И в самом деле, р. Моше частенько в середине ночи или под утро набирал номер круглосуточной службы, чтобы оператор ответил на его благословение Амен. И хотя его просьба вызывала удивление, все же, как правило, операторы были рады отвлечься от монотонного хода дежурства и помочь ему.
В добавление к приведенному рассказу необходимо отметить, что существуют разногласия между законоучителями относительно правомочности ответа Амен по телефону, и р. Ш.-З. Ойербах такой Амен запрещает (см. также в разделе «Законы произнесения Амен» в конце книги).
Не теряя ни минуты
Интересно, что другой еврей, носивший такую же фамилию — Гертнер, был известен подобным же пониманием высочайшей ценности каждого Амен.
Реб Шломо Гертнер, живший в лондонском районе Голдерс-Грин, поражал своей стремительностью и рвением в выполнении заповедей. И дети, и взрослые с удивлением наблюдали, как он вопреки своему солидному возрасту лихо перепрыгивает через ограждение, отделяющее синагогу р. Эльхонана Алперна от пешеходной дорожки. Однажды его спросили, почему он прибегает к этому акробатическому прыжку, а не проходит вдоль ограждения до калитки, как другие члены общины. «Что значит “почему”?! — с удивлением переспросил р. Шломо. — Неужели вы хотите, чтобы я пропустил хотя бы один Амен в Кадише!»
Он буквально выполнял закон, приведенный в кодексе Шульхан арух: «Человек должен бежать, чтобы услышать Кадиш» (Орах хаим 56:1).
Издательство Пардес
Читайте: полный обзор по теме Амен
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?