Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ингредиенты запретных плодов привнесли в сущность человека, не ощущавшего прежде никакой нужды добавить что-либо к своему телу, потребность скрыть собственную наготу

Попробовав плоды Эц-а-Даат, Адам и Хава пережили духовное перерождение. Особый состав плодов сделал своё дело. Они перестали быть тем возвышенным, богоподобным созданием, которым их сотворил Всевышний. Их природа изменилась.

И всё же, было одно важнейшее приобретение, до сих пор ускользавшее от человека: он обрёл опыт и понимание того, что Творец, если требует от человека что-либо, то только для его же блага.

Первым ощущением было — неудобство обнажённого тела. Это было прямое следствие нового состояния. Более «приземлённое» тело требовало более внимательного к себе отношения, большего удобства и заботы. А стыд был рождён теми ещё неясными желаниями, которыми отныне материальная оболочка тела была переполнена.[1]

До того, как Адам и Хава нарушили запрет, на них было «естественное» одеяние в виде поверхностной оболочки, образованной плотной органической тканью, похожей на ногтевой хрящ. Эта первозданная «одежда» подчёркивала красоту и величественность облика Адама и его жены, не стесняя ни движений, ни отправлений тела. Но теперь эта одежда исчезла и вместо неё им была подарено одеяние, сделанное из сброшенной Нахашем кожи. И назначение одежды отныне заключалось как раз в сокрытии телесной привлекательности, в противовес вожделению.[2]

Кроме того, само физическое тело раньше ощущалось Адамом и Хавой, как материальная оболочка, одежда для души, которую они, по своему желанию, могли всегда скинуть, чтобы общаться с Творцом. Поэтому они и не нуждались в дополнительном облачении, в нашем понимании этого слова — ведь, по сути, сама их плоть и была таким облачением. Но теперь, после вкушения плодов, их душа накрепко приклеилась к телу, ставшему частью человеческой природы, незащищённым, открытым, требующим защиты, потребовалась одежда в нашем, приземлённом понимании.[3]

Проявилась ещё одна деталь. Ингредиенты запретных плодов привнесли в сущность человека, не ощущавшего прежде никакой нужды добавить что-либо к своему телу, потребность скрыть собственную наготу. До сих пор у Адама и его жены не было ни одной из причин, из-за которых впоследствии человек стал нуждаться в одежде. Им не требовалась защита ни от внешней среды, ни от холода, ни от тепла. Им не нужно было противодействовать дурному влечению — Ган-Эдене они прибывали на высочайшей духовной ступени и не ощущали ни стыда, ни опасности. Само понятие «похоть» отсутствовало в реестре их внутренних побуждений. Процесс зачатия детей мог происходить и посредством внешних касаний супругов друг к другу, поцелуев и объятий, не уступая в палитре переживаний и наслаждений более приземлённому механизму, задействованному впоследствии — напротив, он был возвышенней и ярче.[4]

Теперь же всё предстало в ином свете. Нагота перестала быть естественным состоянием человека. Отныне, одежда служила сдерживающим фактором, до известного момента уравновешивавшим дурное начало.

Таким образом, плоды Дерева Познания, помимо прочего, пробуждали в человеке сексуальное влечение. Другими словами, они давали понимание добра и зла, в том числе, и в аспекте отношений полов, когда чистая и дозволенная сексуальная связь является добром, а неуёмная похоть, опускающая человека до уровня скота, оказывалась злом.[5]

Было бы заблуждением сказать, что прежде, чем вкусить запретный плод, Человек был недостаточно зрелым и мудрым, чтобы не различать добрые поступки от дурных. Но именно аспект отношений между полами и различение между добром и злом в этом специфическом вопросе, пришло к нему лишь с плодом Дерева Познания. Эти плоды, съеденные в должное время, должны были помочь Человеку в полной мере владеть собой в сексуальной сфере. Однако нарушение запрета, преждевременное употребление плодов смешало все карты.[6]


[1] Мальбим.

[2] Таргум Йонатан бен Узиэль, Берешит,3,7.

[3] Мальбим

[4] Пиркей де Раби Элиэзер

[5] Мидраш а-Гадоль

[6] РаДаК


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.