Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек, появившийся на шестой день, своим освящением дня возвращает временной цикл на нулевую отметку

Но зачем вообще понадобились эти шесть дней Творения, завершающиеся всплеском под названием Шабат? Почему бы весь этот семидневный процесс не вместить в один миг Творения, чтобы сразу расставить всё по своим местам?

Этот семисуточный последовательный процесс Творения, этот подённый ход преобразования мира предназначались для человека, чтобы помочь ему осмыслить своё место в мироздании. Сам факт того, что Творец шаг за шагом, придавал миру очертания и смысл, дало возможность выделить принципы и законы, которыми это мир управляется.

Каждый из шести дней Творения, а также Шабат, соответствовал определённому духовному состоянию из семи уровней — сфирот, которыми Творец желал наделить этот мир. На самом деле этих сфирот — десять. Первые три — самые высокие, запредельные, далёкие, недоступны нашему пониманию, но нижние семь — проявляются в этом мире последовательно, соответствуя каждому из дней Творения. Каждый день — свой уровень, свой «цветофильтр», свой характер, благоприятствующий именно этому дню, воплощённый именно в этот день.

Но почему этот семидневный временной промежуток, этот еженедельный цикл, венчающиеся Шабатом, прокручивается без конца, проигрывается снова и снова, на протяжении всей человеческой истории? Почему вращение этого семигранного волчка сохраняется с такой скрупулёзностью до сегодняшнего дня?

Дело в том, что духовной энергии для существования миру хватает только на шесть дней. Мир изначально был рассчитан на то, чтобы «проработать» шесть дней и вернуться к реликтовому состоянию — небытию.[1]

К концу шестого дня недели всё сотворённое подходит к пределу своих возможностей. Ещё немного, и на исходе шестого дня всё готово исчезнуть. Но наступает Седьмой день и всё обращается вспять, начинается сначала. Шабат — это возобновление, восстановление энергии существования. И кто же в этом грандиозном круговороте играет главную роль? Конечно же, человек!

Человек, появившийся на шестой день, своим соблюдением Шабата, своим освящением дня, как бы возвращает временной цикл заново, на нулевую отметку, и всё закручивается опять. Мир творится заново, начиная с первого уровня, переходя на второй, потом — на третий, и так далее, до конца недели.

Шабат — этот переключатель времени, рубильник Творения, источник энергии, возобновляемой в этот день, — запускает механизм Бытия с новой силой. Ключиком же этого механизма, его свечой зажигания, является человек. И так это работает с тех пор и до сего дня.

В первые дни Творения, до наступления Шабата, мир был неустойчив и нестабилен, но приход Седьмого дня изменил положение. Мир устоялся и окреп. И это потому, что в Шабат миру добавили душу. То есть, в этот день всё на свете получает импульс и стремление к дальнейшему существованию.[2]

В сумерках перед Шабатом были сотворены души, лишённые физических тел. Физических тел, но тела другого рода у них были.[3] Эти существа называются шейдим или мазиким — губители.[4]

Шабат знаменовал собой также определённый этап, когда Творец, создав всё сущее, в определённом смысле передал управление процессу, который мы называем «естественным» ходом вещей.[5]


[1] Ор а-Хаим, Берешит, 2, 3

[2] Ор а-Хаим а-кадош, Берешит, 2, 3

[3] Эц Хаим на Берейшит Рабо, 7, 5

[4] Тур

[5] Рабейну Бхаей, Берешит, 2, 3


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.