Из цикла «До Потопа и после», темы: Человек, Сотворение мира, Мужчина, Женщина, Муж и Жена, Еврейская история, Рав Александр Красильщиков, Адам и Хава
Не случайно Человек изначально был сотворён с двумя сущностями в одном теле — мужской и женской — в этом отразилось единство его духовной природы. Но, оставаться в таком виде ему было не дано, — слишком много предстояло работы. Требовалось разделить тяготы и распределить роли. Адаму нужен был помощник и опора, с одной стороны, а с другой — некто, чьё духовное и физическое соответствие могло поддерживать первоначальное единение существа под названием «человек».[1]
В одиночку, когда большую часть времени тратится на заботу о повседневных нуждах, достичь цели трудно. Кто-то должен был взять на себя заботу об утилитарных мелочах, а заодно — следить, чтобы и Адам не сбивался с пути. Кто-то, кто бы постоянно напоминал Человеку о его духовной роли.[2]
Человеку предназначено было разделиться на пару. — Это было нужно, чтобы в этом материальном мире сохранить свой вид, плодиться с помощью друг друга, так же, как это делают животные.[3]
Адаму необходим был партнёр, чья поддержка ощущалась бы опосредовано, даже издалека. И это — в отличие от других живых существ, у которых побудителем к действию является внешний раздражитель, подобно хлысту для коня, узде для осла, голод и выживание для остальных зверей.[4]
Всё это должна была взять на себя женщина. Главная её особенность — быть суперэго собственного мужа. Её природа не просто отличается от мужского естества, она — полная ей противоположность. Женщина по характеру и психологическому рисунку предназначена быть в одночасье партнёром и оппонентом мужчины. Холодная сдержанность мужа компенсируется тёплой чувственностью женщины и — наоборот. Если бы не это, будь мужчина и женщина одинаковы по психологическому рисунку и равны в своих ролях, вряд ли бы люди могли обзавестись потомством.[5]
Назначение женщины состоит не только и не столько в функции деторождения, сколько в её соучастии и поддержке деятельности своего мужа. Ведь до грехопадения, пока Адам был неподвластен смерти, появление потомства не было насущной необходимостью. Другими словами — Адаму не требовалась замена. Но с того момента, как стало ясно, что ему предстоит умереть, кто-то должен продолжить человеческий род, вот тогда деторождение, воспитание нового поколения стало превалирующей целью.[6]
Появление женщины стало новой эпохой в существовании Человека. Если изначально, как и остальные твари, он был создан в стихии Меры Суда, точного исполнения «естественных» законов, — то разделение на две составляющие — мужчину и женщину — добавило в мир ингредиент, смягчающую неукоснительность соблюдения этих законов. И это тоже стало своего рода законом, применимым к человеческой жизни. На языке человека это добавление называется Мерой Милосердия.[7]
Наделяя животных именами, и осознав, что ему необходим партнёр, Адам сам попросил Создателя отыскать ему помощника.[8] Адам понимал, что не способен в одиночку определить степень духовного риска. Только благодаря уникальным свойствам женского сердца, его утончённости и избирательности, человек может выделить малейшие оттенки и уровень опасности. Но, с другой стороны, сама женщина — из-за своих своеобразных качеств, могла оказаться источником этой опасности.[9]
[1] Абарбанель
[2] Минха Блула
[3] Рабейну Бхайе
[4] МаарИК
[5] Тосафот а-Шалем
[6] Раби Йосеф Бехор Шор
[7] Мальбим
[8] Адар Зкеним
[9] Раби Шломо Аштрук
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Кдошим» из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Движение к истинной святости невозможно без отдаления от «всякого греха». Тот, кто действительно стремится, получает необходимую помощь свыше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина