Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Художник, который служил глазами незрячему приятелю и выдумывал яркие события, чтобы утешить больного

Никто не хочет окончить свою жизнь в доме престарелых. Даже если это очень хороший дом престарелых: дорогой, в отремонтированном здании, с новой мебелью и заботливыми нянечками.

Никогда Давид Рабинович не думал, что придется ему доживать свой век в таком доме. Он был художником, его работы прекрасно продавались, а тем временем здоровье становилось всё хуже и хуже, диабет прогрессировал. В конце концов, ему ампутировали обе ноги. Жена умерла, дети давно уже жили в других странах. Наступил тот день, когда Давид понял, что он боится умереть один в своей квартире и определил себя в такой «дом вечности», как он называл его про себя.

Денег у Давида было достаточно, поэтому он оплатил себе одноместное пребывание на пять лет вперед. Одноместных комнат в «доме вечности» не было. Просто вторую кровать — ту, что была ближе к двери, — он использовал в качестве дивана.

Однажды к Давиду Рабиновичу пришла старшая медсестра:

— Простите, тут такое дело… Я знаю, что вы платите за обе кровати, но эта кровать — единственная пустующая в нашем заведении, а нас очень просят принять нового человека. Может быть, вы согласитесь?.. Это только на один месяц, а за это время мы закончим ремонт в новом корпусе и сразу же переселим его.

— Точно только на один месяц?

— Да-да, обещаю вам.

— Ну хорошо. Как зовут-то его?

— Йосеф Фридман.

Йосеф Фридман оказался не самым удобным соседом. Когда Давид подъехал к нему на своем инвалидном кресле с приветствием: «Фридман, добро пожаловать в мой дворец!», тот рявкнул:

— Убирайся прочь от моей кровати! Не нужен мне ни твой дворец, ничего мне не нужно, меня сюда насильно засунули, оставь меня в покое!

Да, Йосеф Фридман был несчастный, обиженный на весь свет человек. Рабинович тоже повысил голос:

— Слушай, Фридман, так дело не пойдет. Это моя комната, и ты мой гость. Но если ты так собираешься продолжать — я тебя терпеть не буду. Зачем мне здесь плохая энергетика?

— Убирайся, говорю тебе! — повторил Фридман. Диалога не вышло. Рабинович набрал номер старшей медсестры:

— Я знаю, что мы договорились на месяц, но, извините меня, это вообще ни на что не похоже. Это капризный, невыносимый человек. Жить с ним в одной комнате — просто мучение! Переселяйте его, куда хотите, но чтобы завтра его рядом со мной не было!

Ночью Рабинович проснулся от странных звуков — то ли хрипы, то ли стоны. Прислушался — похоже на рыдания.

— Эй, Фридман, ты что, плачешь, что ли?

Молчание.

Кряхтя, Рабинович переместился в свое кресло, подъехал к соседу и положил ему руку на плечо:

— Что с тобой? У тебя что-то болит?

— Сказал тебе, убирайся! Что тебе нужно от меня? Отстань!

— Я хочу узнать, почему ты плачешь?

— Ты хочешь знать, почему? Почему?! Посмотри на меня!

Рабинович нащупал выключатель ночника, зажег свет и посмотрел Йосефу в лицо. Это был не самый симпатичный на свете человек, но чтобы из-за такой внешности плакать?..

— На глаза мои смотри!

— Смотрю. Да что такое-то?

— Ты совсем, да?! Я же слепой, ты разве не видишь?! Я живу в полной темноте! Ты можешь видеть своих детей и внуков, а я не вижу ни-че-го! Ты хочешь, чтобы я радовался? Теперь оставь меня в покое.

Давиду стало тяжело на сердце: «Никто не сказал мне, что этот человек слепой, а я еще кричал на него… Бедняга. Не буду же я слепого выкидывать из своей комнаты. А с другой стороны, как мне жить с таким неприятным соседом?..»

Давид повернул колеса своего кресла обратно к кровати Йосефа.

— Слушай, Фридман. Давай так с тобой договоримся. Я — художник. Завтра утром я подойду к окну — а за окном здесь прекрасный парк, — и я буду твоими глазами. Я тебе буду описывать всё, что я вижу, а ты всё это будешь представлять в своем воображении. Ты же раньше видел, и потерял зрение недавно, так ведь? Значит, ты всё помнишь и сможешь моими глазами увидеть всё, что происходит за окном…

— Да отстанешь ты от меня в конце концов? Ты ненормальный или как?

— Один час. Только один час завтра утром попробуем так сделать. Если тебе не понравится, я больше не буду тебе ничего предлагать и оставлю тебя в покое на весь месяц.

— Ладно, — проворчал Фридман. — Ну, а теперь-то я могу наконец поспать?

На следующее утро, чуть свет, Фридмана разбудил жизнерадостный голос Рабиновича:

— Фридман! Доброе утро!

— Вот псих навязался на мою голову… Какое утро? Я только что заснул…

— Потом поспишь! Нельзя пропустить такой прекрасный рассвет! Солнце встает из облаков и окрашивает их в самые нежные пастельные тона — розовый, сиреневый, цвет жёлтой лилии… Но мало этого! Оно окрашивает и лица людей в парке! Вот уже на скамейку села какая-то старушка и щурится как будто недовольно, но сама-то в тень не уходит! А вот приехал 16-й автобус. У водителя такие длинные усы — даже не знаю, специально он их выращивал, что ли? Он открыл двери и ждет. Чего он ждет, Фридман, не пойму? А-а-а, мальчишки бегут, запыхались, издалека бегут, наверно! Да-а-а, в детстве всегда почему-то казалось, что так важно успеть именно на этот автобус…

Так Рабинович проговорил ровно час, потом сказал: «Как договаривались, больше ни слова» — и выкатился на своем кресле в общий холл.

День и ночь прошли тихо, а на следующее утро Фридман сам подошел к Рабиновичу:

— Это, конечно, всё очень странно, но ведь и правда — всё, что ты описывал вчера, я как будто видел своими глазами, во всех красках! Давай и сегодня попробуем часок. Ты не против?

Попробовали часок, и два часа, и пять. И на следующий день, и на следующий — не в течение месяца, как планировалось, а в течение года Рабинович был для Фридмана глазами, и эти два человека становились всё ближе и ближе друг другу. Через несколько месяцев это были лучшие друзья.

Художник рассказывал своему слепому другу про капли дождя, стекающие с листьев старой волосатой пальмы на деревянную скамейку; про ясные восходы и туманные утра; про отблески заката в окнах домов напротив; про каждую старушку, каждого бегуна, каждую собаку и каждую кошку в парке. А слепой слушал с благодарностью. Ведь только в конце жизни, полностью потеряв зрение, он наконец прозрел. Он жил, годами не замечая ни восходов, ни закатов, ни листопадов, ни звёзд, ни лиц водителей автобусов. И только благодаря своему новому другу Ицхак смог увидеть прекрасный мир, сотворенный Вс-вышним.

* * *

Однажды утром Фридман проснулся от странной тишины. Не может быть, что еще не рассвело!

— Давид, уже утро, правда?

Ответа не было.

— Давид, ты где? В ванной, что ли?

Тишина.

Ицхак добрался до кровати друга, ощупал ее — она была пуста. Он дернул звонок, и через минуту вошла сиделка.

— Где Давид? — спросил Ицхак очень спокойно и вместе с тем предчувствуя страшный ответ.

Сиделка, как могла, мягко, рассказала Ицхаку, что его другу стало ночью плохо, его увезли в больницу и там он, к несчастью, скончался.

— Похороны в два часа дня. Вы хотели бы поехать?

— Давид был моим лучшим другом. Давид был моими глазами. Я могу не проводить его? Конечно, я поеду!.. Который сейчас час?

— Восемь.

— Послушайте… Пожалуйста, сделайте мне одолжение… Вы могли бы подойти к окну? Если сейчас 8 утра, как раз должен подъехать 34-й автобус, и там одна странная такая женщина в желтом пальто и с белым пуделем на длинном поводке. Она всё время пытается его взять на руки, чтобы занести в автобус, а пудель…

— Погодите, — сказала сиделка. О чем вы говорите вообще? Какое окно, какой пудель?

— Что тут непонятного, — начал заводиться Ицхак. — Я просто прошу вас подойти к окну!

— Хорошо-хорошо, я подошла, только не надо нервничать.

— Ну? Автобус подъехал? Пудель там? Белый такой, лохматый, в красном ошейнике?

Сиделка помолчала, потом вздохнула и медленно произнесла:

— Окно в вашей комнате располагается на расстоянии двух метров от пола. Через это окно виден только кусок неба.

— Как — только кусок неба?!! Я полтора года живу в этой комнате и прекрасно знаю, что мой друг сидел здесь, рядом с окном! А за окном парк! И автобусная остановка! А на углу — овощной магазин! Вы смеётесь надо мной? Смеётесь над слепым, да?!

Ицхак вскочил с места и на ощупь пошел в сторону окна. Там была точно такая же глухая стена, как и возле его кровати. Его пальцы ощущали только шершавую побелку, куда бы он ни протягивал руки: вправо, влево или вниз. И только встав на цыпочки, он дотянулся до края длинной, во всю стену, оконной рамы, которая и правда была под самым потолком.

Ицхак прислонился к стене. Он постепенно начал осознавать, что всё это — парк, скамейки, детские лица, белые мерседесы, облезлые платаны — всё это его друг художник просто выдумал. Выдумал однажды и продолжал выдумывать, и додумывать, и дорисовывать, и описывать специально для него, Ицхака. А теперь его самого больше нет, и никто больше не расскажет ему про мир за стенами «дома вечности». Новый сосед сможет рассказать ему только про небо.

* * *

Написано в «Песне Песней»: «Подобен возлюбленный мой газели или оленю молодому; вот стоит он за стеной, заглядывает в окна, засматривает сквозь трещины». В чем разница — смотреть через трещину или через окно?

Когда мы машем своему ребенку через окно — он машет нам в ответ, и мы видим друг друга, оба уверенные в том, что наша связь с ним прочна, и что мы оба ждем скорой встречи. Когда мы машем кому-то в сторону трещины в стене, мы не знаем, видят ли нас за стеной, любят ли, ждут ли.

Так мы приходим к самой важной в мире стене — к Котелю, Стене Плача — и разговариваем с Вс-вышним через стену — и не знаем, видит ли он нас, слышит ли? Ведь в этой Стене нет окна… Поэтому так много людей, которые вопрошают: «А есть ли Б-г? Я не вижу Его, не чувствую Его… Правда ли то, что написано в Торе?» Но ведь каждый из нас, из тех, для кого эти вопросы остались в прошлом, в силах превратить для кого-то стену — в окно. Вернуть ему радость жизни, свет и надежду. Подобно тому, как это сделал Давид Рабинович для своего слепого соседа.


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.