Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
С момента сотворения неба и земли ни один человек не седел, пока это не случилось с Авраамом

Семь чудес были сотворены в этом мире, подобных которым еще не было.

Первое чудо: С момента сотворения неба и земли ни один человек не спасся из огненной печи, пока не пришел наш праотец Авраам и не спасся. Все цари земные увидели это и удивились, ведь такого еще не случалось, как сказано: «Я — Бог, который вывел тебя из Ур-Касдима»[1].

Второе чудо: С момента сотворения мира не было такого, чтобы 90-летняя женщина родила, как это случилось с Сарой, как сказано: «Разве 90-летняя Сара родит?!»[2] Все цари земные увидели это, и удивились, и не могли поверить. Тогда Бог сделал так, что у матерей не стало молока, и все они приносили своих детей Саре, чтобы она их кормила, как сказано: «И узнают все деревья в поле»[3] — это все народы мира, «что Я, Бог, принизил высокое дерево»[4] — это Нимрод (который бросил Авраама в огонь), «поднял низкое дере-во»[5] — это Авраам, «высушил сочное дерево»[6] — это женщины других народов, «и сделал цветущим дерево сухое»[7] — это Сара. И все приносили ей младенцев для кормления, как сказано: «Будет кормить сыновей Сара»[8].

Третье чудо: С момента сотворения неба и земли ни один человек не седел, пока это не случилось с Авраамом. Все удивлялись, ведь никто

ни разу не видел человека, который так выглядит. Откуда известно, что Авраам поседел? Сказано: «А Авраам стар»[9].

Сказал раби Левитас из Явне: как корона украшает голову царя, так и седины украшают стариков, как сказано: «Слава юношей — их сила, а украшение стариков — седина»[10].

Четвертое чудо: С момента сотворения неба и земли ни один человек не болел. А когда приходило чье-то время умереть, независимо от того, где человек находился, он чихал, и его душа вылетала из его ноздрей. Так продолжалось, пока Яаков не попросил у Бога милосердия и не сказал: «Владыка мира! Не забирай мою душу, пока я не дам завета своим сыновьям и всем домочадцам» (то есть неожиданно). И Бог выполнил его просьбу, как сказано: «И было после этого, и сказали Йосефу: “Твой отец болен”»[11]. Все цари земные услышали об этом и удивились, ведь такого не было с момента сотворения неба и земли. Поэтому, когда человек чихает, он должен сказать: «Жизнь!», ведь признак смерти обернулся жизнью, как сказано: «От чихания его разольется свет»[12].

Пятое чудо: С момента сотворения неба и земли воды моря не превращались в сушу, пока не вышли сыны Израиля из Египта и не прошли через море. Все цари земные содрогнулись, ведь раньше такого не случалось, как сказано: «Услышали народы — затрепетали»[13].

Шестое чудо: С момента сотворения неба и земли — ни луна, ни звезды, ни созвездия, светившие над землей, не меняли своих маршрутов и не перемешивались друг с другом, пока это не произошло во времена Йеошуа. Когда битва с царями эморейскими происходила в канун шабата, Йеошуа не хотел, чтобы сыны Израиля нарушили шабат, продолжая сражаться. Кроме того, колдуны эмореев пытались воздействовать на звезды, чтобы остановить евреев. Йеошуа воздел руки к солнцу, луне и звездам и произнес особое имя Бога. Все небесные тела остановили свой ход на 36 часов, до исхода шабата, как сказано: «И остановилось солнце, и луна встала, пока

не победили врагов»[14], и сказано: «И не было дня, подобного этому, и не будет, чтобы Бог послушался человека»[15]. Все цари земные услышали об этом и удивились, ведь раньше такого не бывало.

Седьмое чудо: С момента сотворения неба и земли не было такого, чтобы заболевший человек выздоровел, пока это не произошло с царем Иудеи Хизкияу, как сказано: «В ту пору Хизкияу смертельно заболел»[16]. Он стал молиться: «Молю тебя, Всевышний! Вспомни, что ходил Я пред Тобой верно и всем сердцем»[17]. Бог принял его молитву, как сказано: «Я добавлю тебе 15 лет жизни»[18]. Хизкияу сказал: «Владыка мира! Пошли мне знамение!», как сказано: «Каким будет знамение, что поднимусь я в Дом Бога?»[19] Ответил ему Бог: «Твой отец Ахаз гадал по звездам и поклонялся всем небесным телам. Солнце скрылось от него и село на западе на 10 ступеней раньше времени. Если хочешь, оно может спуститься еще на 10 ступеней». Сказал Хизкияу: «Владыка мира! Пусть лучше солнце вернется назад на те 10 ступеней, на которые спустилось раньше, и вернется на место», как сказано: «Пусть тень вернется на 10 ступеней назад»[20]. Все цари земные удивились, ведь раньше такого не было, и отправили посланцев, чтобы увидеть знамение, как сказано: «…и послы Вавилона, посланные к нему, чтобы узнать о знамении»[21].

Увидел Хизкияу посланцев из Вавилона и возгордился. Он показал им все сокровища царей Иудеи и все сокровища Храма. Более того, он открыл ковчег, который находился в Святая Святых, и, находясь снаружи, они видели скрижали в открытом ковчеге. Хизкияу сказал гостям: «С этим мы выходим на войну и побеждаем», как сказано: «И обрадовался им Хизкияу, и показал им сокровищницу свою»[22]. Всевышний разгневался на него и сказал: «Тебе было недостаточно показать им все сокровища Храма и все сокровища царей Иудеи?! Ты еще и открыл перед ними созданные Мной скрижали! Клянусь тебе, что они придут

войной и заберут все сокровища царей Иудеи и Храма!», как сказано: «Вот грядут дни, когда унесет он всё, что в доме твоем»[23]. «А за скрижали заберут твоих сыновей служить во дворце царя Вавилона», как сказано: «А сыновья твои. будут слугами во дворце царя Вавилона»[24]. Речь идет о Даниэле, Хананье, Мишаэле и Азарье, которые стали евнухами во дворце царя Вавилона и не оставили после себя потомства. О них сказано: «Так сказал Бог евнухам, которые соблюдают шабаты. и дам Я им в доме Моем и в стенах Моих память и доброе имя, лучше сыновей и дочерей, имя вечное»[25].


[1] Берешит 15:7.

[2] Берешит 17:17.

[3] Йехезкель 17:24.

[4] Йехезкель 17:24.

[5] Йехезкель 17:24.

[6] Йехезкель 17:24.

[7] Йехезкель 17:24.

[8] Берешит 21:7.

[9] Берешит 24:1.

[10] Мишлей 20:29.

[11] Берешит 48:5.

[12] Иов 41:10.

[13] Шемот 15:14.

[14] Йеошуа 10:13.

[15] Йеошуа 10:14.

[16] Мелахим II 20:1.

[17] Мелахим II 20:2.

[18] Мелахим II 20:6.

[19] Мелахим II 20:8.

[20] Мелахим II 20:10.

[21] Диврей а-Ямим II 32:31.

[22] Йешаяу 39:2.

[23] Йешаяу 39:6.

[24] Йешаяу 39:7.

[25] Йешаяу 56:4-5.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.