Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Две притчи по темам главы Ваэтханан

Разъясним сказанное: «Возблагодарят Тебя, Б-г, все Твои деяния, и благочестивые Твои благословят Тебя»[1] с помощью разъяснения стиха: «Как величественны деяния Твои, Б-г, очень глубоки помыслы Твои».

Притча.

Выросло дерево высотой более 100 амот (более 50 метров) и в глубину его корни уходят тоже 100 амот. Можно разделить смотрящих на это дерево на три группы. Невежа и глупец не удивится величине дерева, так как решит, что все деревья вырастают на такую высоту. Человек, у которого есть немного ума в голове, остановится и посмотрит на необычное зрелище. Мудрый же человек сможет оценить и глубину, на которую это дерево пустило корни, и толщину этих корней, и будет поражен увиденным.

Таким был и помазанник Б-га (царь Давид). Он видел все: «Как величественны деяния Твои» — это то, что видно снаружи, невооруженным глазом. «…очень глубоки помыслы Твои» — то, что скрыто от глаз. И продолжает царь Давид (там же): «Человек невежественный не знает, и глупец (ксиль) не поймет этого» (слово ксиль созвучно слову ксалим — так в книге Ваикра[2] называются определенные части животного, покрытые и пронизанные жиром — прим.). Слово ксиль согласно толкованию мудрецов, — это человек, который может действовать умом, когда пожелает, как сказано[3]: «Это люди обладающие знаниями, но эти знания заплыли жиром». Такой человек — ксиль, не желает вдумываться и пытаться понять причину вещей и цель Творения. Он обращает внимание только на то, что видят его глаза. Поэтому и сказано про него: «и глупец (ксиль) не поймет этого» — не поймет сказанного перед этим: «.очень глубоки помыслы Твои». Но его глаза способны увидеть: «Как величественны деяния Твои.». Большинство людей могут судить о деяниях Творца из того, что видят, и потому «Возблагодарят Тебя, Б-г, все Твои деяния.». А «.благочестивые Твои благословят Тебя» — им не нужно наблюдать внешние проявления величия Творца, так как они познают Его величие и без них. Сказал царь Давид, что они «О славе царства Твоего говорить будут, и о мощи Твоей расскажут»[4]

Притча.

Какое различие между родителями жениха и невесты и гостями, приглашенными на свадьбу? Родители радуются тому, что удостоились женить своих детей, и эта радость является причиной праздничной трапезы. Но гости изначально не испытывают особой радости, им требуется сначала поесть вкусной еды и выпить вина, чтобы повеселеть.

Смысл этой притчи в том, что благочестивые люди пребывают в радости от любви к Всевышнему, и не нуждаются в рассказах о Его величии и могуществе, чтобы пробудит эту любовь. Наоборот, эта радость приводит к тому, что они рассказывают о величии Творца, чтобы восхвалять Его. Ведь не могут же они восхвалять Его молча. Об этом и сказано: «О славе царства Твоего говорить будут…» — из радости, а потому — и продолжает стих: «и о мощи Твоей расскажут». Если они захотят рассказать другим о величии Б-га и научить их Его могуществу, то сначала должны говорить о могуществе, и тогда люди проникнутся величием Б-га: «Возвещать людям мощь Его и славу великолепия царства Его»[5]. И это то, что сказано раньше: «Из поколения в поколение восхвалять будут деяния Твои»[6], а потом: «и о мощи Твоей расскажут». Но я (царь Давид — прим.) поступаю не так. Сначала: «О великолепии славы и величия Твоего.», а потом: «о чудесных деяниях Твоих расскажу»[7] — сверху вниз (то есть, в своей мудрости и праведности царь Давид постиг, что корень всего происходящего в мире — желание Творца. А потом он говорил о том, что все поисходящее в мире раскрывает Царя — прим.). Но осталась часть людей в мире, путь подъема которых по ступеням мудрости — снизу вверх (то есть, через видимые события нашего мира постичь, что нет в нем случайности, а все делается с ведома Б-га. Через это они поднимаются и постигают, что у всего в мире один источник — воля Творца — прим.), а потому сначала требуется: «Возвещать людям мощь Его.», а уже потом: «и славу великолепия царства Его». Затем царь Давид привел обобщение мощи Б-га: «Царство Твое — царство вечное. Поддерживает Б-г всех упавших»[8].


[1] Теилим 92:7

[2] Ваикра 3:4

[3] Шабат 31

[4] Теилим 145:11

[5] Теилим 145:12

[6] Теилим 145:4

[7] Теилим 145:5

[8] Теилим 145:13-14

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?