Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как можно грешить вдвойне? Есть грехи, в которых есть вина перед Б-гом и перед человеком.

Написано в Мидраше[1]: «Согрешили вдвойне, были наказаны вдвойне и будут утешены вдвойне». (Как можно грешить вдвойне? Есть грехи, в которых есть вина перед Б-гом и перед человеком. Например: грабеж, разврат с замужней женщиной, убийство. Поэтому наказание за эти грехи тоже двойное. Но когда человек раскаивается, то и утешение от Б-га будет двойным — прим.) Согрешили вдвойне — «Грехом согрешил Иерусалим»[2]. Были наказаны вдвойне — «Ведь приняла от руки Б-га вдвойне за все свои грехи»[3] (народы, которые Б-г сделал орудием наказания еврейского народа во время разрушения Храма и изгнания, погрязли больше нас во всех тех грехах, за которые они нас наказывали, выполняя волю Творца — прим.). Высказывание «были наказаны вдвойне» непонятно. Разве Всевышний не судит справедливо?!

Это можно понять при помощи притчи:

Притча.

Один ученик неверно понял то, что учил. У раввина, который его обучал, был еще один ученик, глупец и невежа. Раввин велел этому второму ученику дать первому пощечину. Первый ученик заплакал: «Мне вдвойне больно! Ведь если бы учитель сам меня ударил, я бы не так переживал, ведь он понял мою ошибку. Но теперь к боли от удара добавляется еще и оскорбление, что ударил меня невежа, который вообще ничего не смыслит в том, что мы учим!», как сказал царь Давид: «Беспричинно ненавидящих меня больше, чем волос на моей голове… Ты, Б-г, знаешь глупость мою».

Смысл этой притчи понятен.

Приведем другое разъяснение сказанному: «Ведь приняла от руки Б-га вдвойне за все свои грехи»:

Притча.

У одного человека были два сына. Однажды один из них пошел в трактир, наелся там и напился допьяна. А другой влез на стол и упал. Когда отец услышал об этом, наказал обоих. Через какое — то время он пожалел о наказании и решил примириться с ними и дать подарок. Первому сыну он дал одну монету, а второму две, и объяснил первому: «Твой брат пострадал вдвойне — от удара при падении и от моего наказания. Поэтому я дал ему две монеты. Но ты получил удовольствие, ел и пил вкусные вещи, а потому хватит тебе одной монеты!» Смысл этой притчи — «Утешьте, утешьте народ мой.»[4][5] — будут они утешены вдвойне, потому что наказаны вдвойне. А наказаны вдвойне — потому что пострадали и от самого греха, как сказано: «И станете отвратительны себе из-за ваших грехов»[6] и от наказания за него. (Человек может испытывать боль не только от перенесенного наказания, но и от чувства вины за тот неправильный поступок, который он совершил — прим.) И сюда подходит сказанное мудрецами: «Там, где находятся раскаявшиеся и исправившиеся, не могут находиться даже полные праведники», ведь те, кто согрешил и раскаялся, пострадали вдвойне — и от ощущения горечи во время совершения греха, и от последующего сожаления о том, что было (конечно, речь идет о людях, которые осознают неправильность определенных поступков, но не справляются со своими желаниями — прим.), как сказано: «Пути его видел Я, и исцелю его, и поведу его, и заплачу утешениями ему и скорбящим его»[7]. Мудрецы разъясняли[8]: Скорбящие — это душевные силы человека и его органы тела, которые скорбят о нем (если человек поступает неправильно — прим.). А полные праведники не скорбят, а получают удовольствие, как сказано: «Радуюсь я словам Твоим, как нашедший большую добычу»[9] (то есть, вся их жизнь наполнена радостью служения Творцу — прим.).


[1] Мидраш Эйха 1:57

[2] Эйха 1:8

[3] Йешаяу 40:2

[4] Теилим 69:5-6

[5] Йешаяу 40:1

[6] Йехезкель 36:31

[7] Йешаяу 57:18

[8] Мидраш Ваикра Раба 16

[9] Теилим 119:162

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу

 

Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?