Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Продолжается пересказ речи Моше, которую тот произнес перед смертью и которой посвящена последняя книга Торы. В ней пророк, как и раньше, наставляет народ, напоминая ему, как происходило получение Торы у горы Синай, и заново перечисляет все Десять речений (Десять заповедей), услышанных народом в тот памятный день. В конце Моше снова призывает евреев во всем держаться правды и справедливости.

Краткое содержание. 1) Моше просит Всевышнего дать ему войти в Эрец Исраэль. Всевышний отказывает в просьбе (Дварим 3:23—29). 2) Предупреждение о необходимости соблюдать заповеди Торы и, в особенности, запрет на идолопоклонство (4:1—24). 3) Существование еврейского народа в Израиле впрямую связано с тем, как он соблюдает заповеди (4:25—40). 4) Моше устанавливает три города-убежища по ту сторону Иордана (4:41—49). 5) Повторение рассказа о получении народом Десяти речений (Десяти заповедей) у горы Синай (5:1—30). 6) Повторное предупреждение о необходимости соблюдать законы Торы (6:1—3). 7) Первая часть молитвы Шма-Исраэль (6:4—9). 8) Указание о выполнении положений Торы и о воспитании детей в согласии с Торой (6:10-25). 9) Предупреждение о том, чтобы народ не потерял своей святости в общении с местными идолопоклонниками (7:1—11).

Познакомившись с содержанием, давайте обратимся к некоторым высказываниям и замечаниям наших мудрецов относительно тех или иных стихов нашей главы.

«Не прибавляйте к тому, что заповедую вам (сказал Моше), и не убавляйте» (Дварим 4:2). Комментатор (в данном случае Раши) поясняет: «Например, не увеличивайте число растений, поднимаемых на праздник Сукот», — их должно быть четыре: лулав, этрог, мирт, ветвь ивы. Но и этот комментарий нуждается в пояснении. Уменьшать, понятно, не надо, но почему нельзя увеличивать? Как говорится, маслом кашу не испортишь. На это прославленный раби Йонатан Айбешуц из Праги (начало 18 века) приводит такой пример: больной, получив предписание врача, старается выполнить все, что написано в рецепте — не прибавляя и не убавляя ни одной таблетки, ни одной капли горькой микстуры. Но если так поступает тот, кто беспокоится о физическом здоровье, то что делать людям, заботящимся о здоровье духовном? Тора говорит им: не прибавляйте и не убавляйте ни слова из сказанного Всевышним!

Десять речений. Они начинаются словами (5:6): «Я — Всевышний, твой Б-г, Который вывел тебя из Египта». Написано «тебя». Но разве Тора дана не всем евреям? Знаменитый Хозе из Люблина (раби Яаков Ицхак Гурвич, умер 9 ава 1815) ответил: все Десять речений были сказаны в форме единственного числа — «уважай», «соблюдай», «не укради», — чтобы каждый еврей знал, что, даже если весь мир оставит Тору (не дай Б-г!), он не может перестать соблюдать ее. — «Я вывел тебя из Египта». Тебя, а не кого-то другого. Поэтому соблюдай ее без оглядки на отступников.

Кстати, почему сказано «вывел из Египта», а не «создал землю и небо»? В чем больше проявляется Его величие — в создании мира или в выводе евреев из плена? Отвечает раби Йеуда Алеви (1075—1141), автор популярного по сей день философского трактата «Кузари»: создание мира не видели глаза человека, мы в это только верим; но в Исходе из Египта принял участие весь народ, и все впрямую наблюдали чудеса, которые совершил тогда Творец. Поэтому для нас Он — Тот, Кто вывел нас из Египта.

«Поступай справедливо и хорошо» (6:18). Разве не достаточно сказать «справедливо»? Зачем добавлено «хорошо»? Мудрецы отвечают: старайся поступать в большей степени справедливо, нежели требуется по закону. В Талмуде (трактат Бава Меция) рассказывается: один ученый человек нанял грузчиков для перевозки вина. Те нечаянно разбили бочки, а заплатить за ущерб им было нечем. Хозяин отобрал у них верхнюю одежду как залог в счет выплаты долга. Грузчики пожаловались Раву, великому мудрецу того поколения. Рав приказал нанимателю: отдай им одежду. — Тот спросил: разве таков закон? — Да, ибо написано: «Чтобы ты ходил дорогой добрых людей» (Мишлей 2:20). — Отдал тот одежду. Пришли грузчики и сказали: мы бедные люди, трудились целый день, нам нечего есть. — Сказал Рав: заплати им. — Как? Они разбили мне бочки, а я еще и плати? Разве таков закон? — Да, ибо в продолжении того же стиха написано: «И чтобы держался ты путей праведников»… Отсюда мы учим: поступай не только справедливо, но и хорошо…

В главе Ваэтханан евреи слышат из уст Моше очень тяжелые слова. Именно здесь он объявляет о пророчестве, согласно которому в будущем их ждет тяжелейшее из наказаний — изгнание. Эту часть его речи трудно назвать благословением. Но тогда возникает вопрос — почему именно Моше было поручено так сурово говорить с народом? Вспомним, совсем недавно злодей Билам благословил еврейский народ, хотя и пытался выжать из себя проклятие (см. главу Балак). Кажется, не разумней ли наоборот ­дать Биламу возможность сказать тяжелые слова, ведь он же — злодей, а Моше — произнести одни благословения? Мидраш отвечает: если бы Билам принялся поучать евреев, они бы сказали: чему нас учит тот, кто полон ненависти? Если бы Моше ограничился благословениями, то сказали бы прочие народы: ну конечно, он же любит своих! Поэтому Всевышний решил: увещевания услышите от того, кто вас любит, а браху — от того, кто вас ненавидит. Тогда пойдет вам на пользу и то и другое. Сказано в Мишлей (27:7): «Доверяй ранам, (полученным) от любящего, и не верь поцелуям ненавистника». Как говорится, выговор — от праведника, браха — от злодея.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?