Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притча Магида из Дубно, рассказанная в синагоге «просветителей». Жили-были две сестры, одна вышла замуж за богача из далекого города, а вторая — за бедняка, живущего в их местечке…

«А мудрые будут сиять, как Небеса;
и ведущие других по праведному пути — как звезды, во веки веков»
(Даниэль 12:3).

Священное Писание обращается к нам: «И сказал человеку: вот, трепет перед Г-сподом — мудрость, а отдаление от зла — понимание»[1]. Люди по своей природе тяготеют к злу и должны избегать его, отдаляясь от любого недостатка. А это возможно, только если они укоренят в своем сердце: «И узнай сегодня, и возложи на сердце твое, что Г-сподь — Б-г на Небесах вверху и на земле внизу, и нет другого»[2]. Поэтому слово «сердце» в этом стихе приводится в форме множественного числа. Это означает, что нужно вложить эту мысль в обе стороны сердца — в правую и в левую.

Сколь глубока идея божественного присутствия на земле! Действительно, может ли Г-сподь пребывать в нижнем мире? «Ведь высшие Небеса не вместят Тебя, и все же я возвел этот Дом»[3], — сказал царь Шломо! Это так же непостижимо, как то, что Моше спустил Тору с высших Небес на землю[4]. Мидраш сравнивает Тору с царской дочерью. Говорит повелитель: «Моя дочь, которую я дал тебе, — единственная у меня. Я не в силах расстаться с нею, но также не могу велеть тебе не забирать ее — ведь она твоя жена. Поэтому окажи мне милость: в каждом месте, в котором вы окажетесь, сделайте для меня маленькую комнатку, чтобы я был с вами, потому что я не могу оставить свою дочь»!

Во время многолетних странствований по еврейским общинам Европы рав Яаков обошел не только многие районы Литвы, Польши и Украины, но и побывал в Германии — в том числе, и в Берлине, где встречался с лидерами «просвещения». Рассказывают, что берлинские «просветители» пригласили рава Яакова в свою роскошную синагогу, стены которой были облицованы мрамором и украшены лепниной, а ковчег со свитками Торы был изготовлен из серебра и облицован золотом. Сами свитки были надеты на золотые стержни и обернуты в дорогие шелковые покрывала. Один из сторонников «просвещения» сказал раввину: «Посмотрите, в какие роскошные одеяния мы облачаем Тору и какие дворцы для нее строим! А ведь у вас, в Литве и в Польше, многие считают нас вероотступниками. Вы же сами, хотя и утверждаете, что преданы Торе всей душой, одеваете ее в старые истрепанные чехлы, а ваши синагоги тесные и темные. Так кто же относится к Торе с большим почтением — вы или мы?!»

На это Магид из Дубно ответил следующей притчей: «Жили-были две сестры, одна из них вышла замуж за богача из далекого города, а вторая — за бедняка, живущего в их местечке. Спустя годы богатая сестра вернулась, чтобы навестить бедную, и поделилась с ней своими печалями: “Я живу во дворце, одета, как царица, и украшена драгоценностями — но жизнь мне не в радость, потому что между мной и мужем нет душевной связи: он никогда не спрашивает у меня совета и не прислушивается к моему голосу. А порой он проводит время с другими женщинами, и хотя все это я вижу, но вынуждена терпеть”. Вторая сестра рассказала: “Мы действительно живем в бедности, и порой нам недостает даже насущного хлеба, но я очень счастлива: мой муж любит меня всей душой и мои желания святы в его глазах”. “До чего же я завидую тебе, — воскликнула богатая сестра, — как бы я хотела, чтобы мой удел был подобен твоему и моя судьба похожа на твою!”».


[1] Иов 28:28.

[2] Дварим 4:39.

[3] Млахим (I) 8:27.

[4] Мидраш Берешит Раба, гл. 19.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?