Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Об открытии Б-га Моше и истории золотого тельца

Сказал раби Шимон бар Йохай: когда Бог открылся Моше из куста и послал его в Египет, Моше попросил: «Владыка мира! Поклянись мне, что Ты сделаешь всё, о чем я попрошу! Чтобы не вышло, что я скажу фараону о чем-нибудь, а Ты этого не исполнишь, и он меня убьет!» И Бог поклялся, что выполнит всё, о чем попросит Моше, кроме двух просьб: о том, чтобы войти (ему самому) в Землю Израиля, и о дне его смерти. Откуда известно, что Бог поклялся Моше? Сказано: «Я клянусь Собой, сказал Бог»[1] (из клятвы Бога Аврааму мудрецы учат, что Бог поклялся также Моше).

Через 40 дней после получения заповедей на горе Синай евреи забыли Бога. Они обратились к Аарону: «Египтяне носили своих идолов, пели перед ними и видели их перед собой. Сделай нам идола, как у египтян, чтобы он был у нас перед глазами», как сказано: «Встань и сделай нам божество, которое будет идти впереди нас»[2]. Кроме Аарона, евреи обратились и к другому близкому Моше человеку — к Хуру, племяннику Моше. Откуда известно, что Хур был его племянником? Сказано: «И взял Калев себе в жены Эфрат (другое имя Мирьям), и она родила ему Хура»[3]. Почему Мирьям была названа Эфрат? Потому, что она была из величайших людей поколения и из семьи царя. А предводители в еврейском народе назывались эфратянами, как сказано: «Йеровам, сын Невата, эфратянин»[4] и «Давид, сын Ишая, эфратянин»[5]. Разве царь Давид был из Эфрата? Но поскольку он стал царем и был одним из величайших людей поколения, он был назван эфратянином. Поскольку Хур был из колена Йеуды и одним из мудрецов поколения, он стал строго выговаривать обратившимся к нему за то, что они собирались сделать. Тогда бывшие среди них нечестивцы ополчились против Хура и убили его.

Аарон, увидев, что Хур погиб, построил жертвенник во имя Бога, как сказано: «И увидел Аарон, и построил жертвенник»[6]. Аарон размышлял так: «Если я поручу им принести золото и серебро, они тут же принесут. Лучше я попрошу, чтобы принесли мне драгоценности своих жен, сыновей и дочерей, и тогда вся их затея отменится», как сказано: «И сказал им Аарон: “Выньте золотые серьги из ушей ваших жен”»[7]. Когда женщины услышали об этом, они отказались дать свои украшения мужьям, сказав: «Не станем мы слушать вас и не отдадим драгоценности для идола тельца, у которого нет никакой силы». За это Всевышний дал женщинам награду в этом мире — Рош Ходеш для них больший праздник, чем для мужчин (они воздерживаются в этот день от некоторых видов работ). И еще Он дал им награду в будущем мире — они обновятся, как новый месяц, как сказано: «Насыщает тебя благом, и обновится, подобно орлу, юность твоя»[8]. Когда мужчины увидели, что жены не согласны отдать свои украшения, они сняли с себя серьги, которые носили по обычаю египтян и ишмаэль-тян, и отдали их Аарону, как сказано: «И вынул весь народ серьги из ушей своих»[9]. Не сказано «из ушей своих жен», а сказано «из ушей своих». Среди украшений Аарон нашел золотой головной убор, на котором было написано имя Бога и изображен телец (телец — один из элементов меркавы, видимого пророками образа системы управления миром). Он бросил в огонь один этот головной убор, как сказано: «И отдали мне… и бросил я его в огонь, и получился телец»[10]. Из огня вышел телец и замычал.

Сказал раби Йеуда: Самаэль (ангел смерти) вошел в тельца и мычал оттуда, чтобы ввести евреев в заблуждение. Сказано: «Знает бык своего Владельца (намек на Творца мира). а народ Израиля не знал»[11]. Евреи увидели тельца и стали целовать его, поклоняться ему и приносить ему жертвы. Бог сказал Моше: «Моше, народ Израиля забыл Мою силу

и мощь, которые Я проявил в Египте и у Красного моря; и сделал себе идола», как сказано: «Иди, спустись, ведь развратился народ твой, сделали себе тельца»[12], то есть «Иди, спустись со своего величия». Моше сказал: «Владыка мира! Пока они не согрешили, Ты называл их Своим народом, как сказано: “И вывел Я Свои воинства, народ Мой”[13], — а теперь, когда они согрешили перед Тобой, ты говоришь мне: “Иди, спустись, ведь развратился народ твой”. А ведь они — “Твой народ и удел!”[14]». Моше взял скрижали Завета и стал спускаться с горы. А написанные на скрижалях святые слова несли сами себя и Моше. Но когда Моше увидел барабаны и пляски вокруг тельца, слова улетучились со скрижалей, а сами скрижали отяжелели в его руках. Моше не в силах был их удержать, бросил, и они разбились, как сказано: «И разбил их под горой»[15]. Моше сказал Аарону: «Что ты сделал этому народу?!» Аарон ответил: «Я увидел, что они сделали с Хуром, и очень испугался».

Сказал раби Йеуда а-Наси: предводители колен не участвовали в поклонении тельцу, как сказано: «А на избранников сынов Израиля не простер руки своей»[16]. «Избранники» — это предводители. Поэтому они удостоились видеть Шхину, как сказано: «И увидели они Бога Израиля»[17].

Сказал раби Йеуда: колено Леви также не участвовало в поклонении тельцу, как сказано: «И встал Моше у входа в стан, и сказал: “Кто предан Богу — ко мне!”, — и собрались вокруг него все сыновья Леви»[18]. Моше увидел, что колено Леви не участвовало в поклонении тельцу, и это придало ему сил. Он взял тельца, сжег его в огне, и растер в прах, и бросил этот прах в воду, и поил им евреев, как сказано: «И взял он тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и растер его прах, и рассеял прах по воде, и заставил сынов Израиля выпить эту воду»[19]. Губы тех, кто от всего сердца целовал тельца, становились золотыми, и люди из колена Леви убивали их. В тот день погибло 3000 человек.

Бог послал пять ангелов, чтобы уничтожить весь еврейский народ, вот их имена: Кецеф, Аф, Хема, Машхит и Харон (эти слова означают виды проявления гнева). Когда Моше услышал об этом, он воззвал к душам Авраама, Ицхака и Яакова: «Вы, удостоившиеся будущего мира, явитесь мне в этот час, ведь ваши потомки отданы, как скот на бойню!» Явились ему души праотцев. Моше сказал Богу: «Владыка мира! Разве Ты не поклялся этим праведникам, что умножишь их потомство, как звезды на небесах?!», как сказано: «Вспомни Аврааму, Ицхаку и Исраэлю»[20]. В заслугу трех праотцев три ангела уничтожения — Кецеф, Аф и Хема — отступили, и остались двое. Сказал Моше: «Владыка мира! Ради клятвы, которую Ты дал им, останови уничтожение Израиля!», как сказано: «. которым Ты поклялся именем Своим»[21]. И ангел Машхит («уничтожение») остановился, как сказано: «А Он, милосердный, искупит грех и не уничтожит (яшхит)»[22].

И еще говорил Моше: «Ради клятвы, которую Ты дал мне, отведи гнев (харон) от Израиля», как сказано: «Отступись от гнева (харон) Твоего»[23]. Моше выкопал в земле яму на территории колена Гада и посадил туда ангела гнева по имени Харон, как сажают человека в темницу. Каждый раз, когда евреи грешили, Харон поднимался и раскрывал свою пасть, чтобы уничтожать их. Моше произносил имя Бога и возвращал его в землю. Когда Моше умер, Бог сделал ему могилу там, где содержится этот ангел. Каждый раз, когда евреи грешат и ангел открывает пасть, чтобы уничтожить евреев, он видит перед собой могилу Моше, начинает бояться и возвращается назад (то есть грехи пробуждают обвинителя против евреев, но заслуги Моше защищают народ и после его смерти), как сказано: «И похоронили его в долине… напротив Бейт-Пеора»[24].


[1] Берешит 22:16.

[2] Шемот 32:1.

[3] Диврей а-Ямим I 2:19.

[4] Мелахим I 11:26.

[5] Шмуэль I 17:12.

[6] Шемот 32:5.

[7] Шемот 32:2.

[8] Теилим 103:5.

[9] Шемот 32:3.

[10] Шемот 32:24.

[11] Йешаяу 1:3.

[12] Шемот 32:7.

[13] Шемот 7:4.

[14] Дварим 9:29.

[15] Шемот 32:19.

[16] Шемот 24:11.

[17] Шемот 24:10.

[18] Шемот 32:26.

[19] Шемот 32:20.

[20] Шемот 32:13.

[21] Шемот 32:13.

[22] Теилим 78:38.

[23] Шемот 32:12.

[24] Дварим 34:6.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.