Темы: Берешит, Сотворение мира, Каббала, Дарование Торы, Натан Агрес
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Написано, что Моисей получил Тору на горе Синай. Мой вопрос: получил ли он от Творца, да будет Он восславлен, ту самую Тору, которая существовала всегда и находилась у Всевышнего, как приводится в Мидрашах, что Творец создавал мир, руководствуясь Торой? Или же она была переработана каким-то образом для более простой усвояемости человеком и переведена на человеческий язык, безусловно, сохранив при этом всю свою неизмеримую глубину?
Спасибо за интересный вопрос.
Как Вы правильно пишете, трудно себе представить, что Б-г творил мир, руководствуясь Торой в той форме, что известна нам сейчас. И, действительно, в книге Зоар ясно сказано, что Тора в её первоначальном виде была написана «чёрным огнём по белому огню». Отсюда ясно, что речь идёт о какой-то высокой духовной реальности, своего рода «генетическом коде» вселенной, а не о книге, рассказывающей о каких-то определённых событиях или излагающей законы.
Чтобы прояснить этот вопрос, необходимо коснуться другой очень глубокой и ёмкой темы — структуры и устройства мироздания. Пять органов чувств открывают перед нами красочную картину ощутимого, материального мира. Но на самом деле, утверждает иудаизм, это лишь «вершина айсберга», а его основная часть — скрыта от наших глаз! Существует бесчисленное множество «духовных измерений», каждое из которых представляет собой отдельный мир. Но, в общем, Каббала рассматривает 4 уровня творения. Все они вместе, подобно цепи, связывают наше, самое нижнее звено с Первоисточником, с самим Творцом. По мере удаления от «простого» Единства Всевышнего изменяются формы и понятия этих миров (как количественно, так и качественно). А отсюда: каждый предмет или понятие, существующие в нашем мире, соответственно, существуют в высших мирах. Но в другой форме или качестве.
То же самое верно и в отношении Торы. «Спускаясь» в наш материальный мир, она приобретала соответствующие «одежды», пока не приняла ту форму, с которой знакомы мы с Вами. Возможно, намёк на этот процесс мы находим в книге Ийова (28; 27—28), где сказано: «…тогда узрел её (Тору) и исчислил, уготовил и исследовал, а потом поведал человеку». Наши мудрецы поясняют (Шмот Рабба, гл. Ки тиса 40), что перед тем, как дать Тору Израилю, Всевышний четыре раза «повторил» её с Самим Собой, т.е. «перевёл» из самого высокого духовного состояния в последнее четвёртое материальное измерение, доступное нашему постижению.
В книге Зоар сказано, что у Торы есть тело и душа, т.е. через её материальную оболочку можно постичь высшую мудрость, насколько это позволяет человеческий разум.
Отсюда также ясно, что, несмотря на процесс «переработки», как Вы пишете, Тора сохранила всю свою неизмеримую глубину, т.к. то, что явно открыто нам, — это лишь её нижняя ступень, а в своём духовном корне она и по сей день остаётся базисной точкой мироздания!
Поэтому углублённое изучение Торы — самая важная заповедь, см. мишну в начале раздела Пеа. Погружаясь в слова Торы, мы соприкасаемся с Высшим Разумом Б-га, а это наибольшая степень сближения с Ним. Кроме того, как изначально мир был создан с помощью Торы, так постоянное её изучение «поддерживает» его существование и увеличивает в нём долю добра!
С уважением, Натан Агрес
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?
Рав Моше Пантелят
Рав Натан Агрес
Создается впечатление, что Потоп индейцев не коснулся... Ответ раввина на вопрос о предках Китайцев. Кем были предки Китайцев? Как это связано с иудаизмом?
Натан Авиэзер
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
О первой недельной главе Торы — главе Берешит. Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Книга Мишлей»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону