Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Самая внутренняя сила человека, даже подсознательная, это желание подключиться к удовольствию и избежать боли и страданий

«Если в добре — нет выше наслаждения (עונג), а если во зле — нет ниже бедствия (נגע) [эти два слова состоят из одних и тех же букв]» (Сефер Йецира).

Нет необходимости долго объяснять смысл этого замечания. Самая внутренняя сила человека, даже подсознательная, это желание подключиться к удовольствию и избежать боли и страданий. Это истинная вещь, она заложена в корень творения человека. «Человек сотворен только для того, чтобы наслаждаться Господом и получать удовольствие от сияния Его Шехины, ибо это — настоящее блаженство и величайшее наслаждение, которое может существовать» (Рамхаль, Месилат йешарим 1). Совершенство и наслаждение есть его награда в Грядущем мире: «Место этого наслаждения поистине — Грядущий мир» (там же).

Попытаемся узреть корень этой возвышенной темы, в соответствии с нашими ограниченными способностями понимания.

עונג — עדן נהר גן

«И река выходит из Эдена, чтобы напоить сад». Слово река — נהר — однокоренное с арамейским словом נהורא, свет. Это свет, идуший от Бесконечного. «Из Эдена» можно объяснить как из «не имеющего границ» (от корня עד, предел, до) поскольку оттуда и далее нет границы и постижения, о котором можно было бы сказать «до сих». И этот свет, идущий от Бесконечного, не прерывается ни днем, ни ночью, и потому сказано «выходит» (рабейну Бехайе).

Из этого мы учим: Эден есть начало распространения источника, выходящего наружу.

Корень наслаждения — в источнике, душе душ, тайне цели бытия. И чем больше возвышаются, чтобы прилепиться к источнику, тем большего наслаждения удостаиваются постичь. «Что есть наслаждение? Наслаждение находится только вверху, в месте, где находится высшая святость. Как написано: Тогда будешь наслаждаться в Господе; это наслаждение — в Господе оно» (Зоар).

***

Всевышний — источник жизни, и Он же — источник наслаждений. В корне создания жизни и поддержания ее существования стоит наслаждение. «Пища души — наслаждение. Известно, что удовольствие и насладжение, которые душа чувствует от чего-либо, добавляют ей жизненности» (раби Цадок аКоэн).

«И душа не наполнится» — поскольку душа знает, что все, над чем она трудится, трудится для себя, и потому она не насыщается заповедями и добрыми делами. Сказал раби Леви: Это похоже на мещанина, который женился на дочери царя. Даже если кормит ее всеми царскими яствами, не выполняет своей обязанности [до конца]. И почему? Потомму что она — дочь царя. Так что бы ни делал человек со своей душой, не выполняет своей обязанности, поскольку она свыше». «Поскольку она свыше» — корень души в вышней святости, в том горнем мире, который весь — наслаждение. И в нем «праведники сидят, и венцы на их головах, и наслаждаются сиянием Божественного Присутствия».

«Место этого наслаждения поистине — Грядущий мир» (Месилат йешарим). «Грядущий мир — это Бина». «Эден — это Бина» (Зоар).

И река выходит

Река — נהר — однокоренное с арамейским словом נהורא, свет. Это раскрытие Торы, великолепие ее света есть открытие воли Творца в материальном мире.

Мы находим особенное ощущение наслаждения, даже в этом мире, при изучении Торы. В нашем мире нет награды за заповеди. Человек не чувствует наслаждения в своей душе от исполнения заповеди. Только в Торе душа человека получает огромное удовольствие, и она называется «хлебом, вином и водой», поскольку насыщает душу.

В Торе есть единство «вкуса древа» и «вкуса плода» (труда достижения и плода наслаждения результатом). См. эссе «Суббота Адама», гл.2. «Когда ты трудишься над Торой, забавляйся ею». «Суть заповеди изучения Торы — радоваться и наслаждаться учением, и тогда слова Торы впитываются в кровь». Это основано на том, что, чем ближе к источнику — к Эдену — тем сильнее наслаждение. Когда человек ощущает наслаждение при исполнении заповедей, это происходит из-за постижения слов Торы, заключенных в них: «Через понимание тайн заповеди смогут познать тайну каждой индивидуальной заповеди, и наслаждение в этом со стороны знания этой тайны. И это тоже слова Торы».

Любовь в наслаждениях

Вот как объясняет Рамбам заповедь любви к Всевышнему. «Повеление любить Его, да будет Он превознесен. Т.е., размышляя над Его заповедями, Его речениями и Его деяниями и вдумываясь в них, постигать Его и наслаждаться этим постижением. Это высшее наслаждение и есть любовь, которая нам заповедована. Ведь говорится в Сифри (Ваэтханан): “Поскольку сказано: “И люби Господа, своего Бога” (Дварим 6:5), а я не знаю, как любить Всевышнего, то Тора объясняет: “И будут эти слова, которые Я заповедую тебе сегодня, на твоем сердце” (там же 6:6). Таким образом, ты познаешь Творца Вселенной. И уже указано, что размышление приведет тебя к верному постижению и наслаждению, — и любовь придет непременно (Книга заповедей 3).

Наслаждение приводит к прилеплению — это любовь: “Нити связи между сердцем человека и его мудростью мы называем любовью” (Хазон Иш).

В основе связи между духом (руах) — вместилищем чувств и качеств — и высшей душой (нешама) стоит наслаждение. Ведь в ощущении наслаждения корень внутреннего содержания человека смешивается с наслаждающей его вещью. Поэтому мы просим: “הערב (сделай приятными, смешай), Господь, Бог наш, слова Своей Торы в наших устах”. Приятность вкуса приводит к растворению и смешению учащегося с его Торой. Любовь в наслаждениях.

***

Орошать сад

Сад Эдена — место, в которое был помещен человек для служения Царства.

Цель служения человека: привлечь тот свет, реку, в нижний аспект бытия, материальный мир действия и тем самым возвысить его и поднять к своему корню. Превратить этот мир разделенных — в один, через приобщение к его источнику. Человек должен осветить внутреннее содержание природы, раскрыть свет, скрытый в каждой вещи и в микрокосме — самом себе. Открыть и осветить пребывание Всевышнего в нижних мирах. Поэтому человек помещен во мрак мира материи, мира, подобного ночи, чтобы он выстоял в этом испытании воцарения.

Но Всемогущий дал человеку точку опоры внутри структуры времени нашего мира, в том святом корне бытия; и это — день наслаждения, суббота. “И наслаждайся в Господе, и даст тебе то, чего просит твое сердце” (Псалмы 37:4) — это наслаждение. Я не знаю, каково оно? Когда он говорит: “И назовешь субботу наслаждением”, скажи, что это — наслаждение субботы” (Шабат 118). “Во всякой вещи в мире спрятано высшее святое свечение, и посредством субботы это становится известным. И человек сможет найти и в будние дни свечение субботы через ее соблюдение” (Сфат эмет). Более того, по милости Всевышнего — Его желанию воздать благо — человек помещен в реальность, суть которой — суббота. Его служением было сохранить эту высшую реальность — категорию субботы. И не опустить ее до категории будних дней, но возвысить до дня, который весь — суббота.

Суббота, срединная точка, чертог святости — это тот самый святой мир наслаждения внутри нашего мира действия. С его помощью человек может присоединиться к миру, который весь — наслаждение. Итак, суббота содержит в себе корень мироздания и его цель — Грядущую субботу, и внутреннее содержание мироздания — Субботу дарования Торы, чтобы раскрыть их в субботу в нижних мирах — Субботу Творения. Река выходит из Эдена, чтобы орошать сад.

Суббота Творения относится к категории нефеш — раскрытию присутствия Всевышнего в природе. Суббота дарования Торы — категория руаха, слово Бога, раскрывшееся в Торе. Грядущая Суббота есть категория нешамы — мир душ, день, который весь суббота. Отсюда мы постигает высший смысл воздействия субботы — срединной балки, проходящей через всю структуру мироздания… И река выходит из Эдена, чтобы орошать сад. Постарайтесь понять это, как следует.

Читайте: обзор по теме Онег Шаббат


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?