Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Исполнение завета — возможность приобщения к Творцу

Необрезанный исключен из постижения того, что природа и человек сотворены несовершенными, и что в этом суть завета — чтобы человек восполнил и привел к совершенству себя и все мироздание. «Человек находится в потенциальном состоянии и актуализирует его. Так он сотворен, и следует, чтобы тело и душа были равны и подобны. И как он сотворен с потенцией души, которая впоследствии реализуется, так и тело сотворено таким образом, что в нем есть некая реализуемая потенция. И все время, пока не обрезана крайняя плоть, считается, что человек не может раскрыть свою потенцию, ибо крайняя плоть есть покрытие и блокировка человека» (Маараль). Отделение лишнего, крайней плоти, и прилепление человека к Творцу через раскрытие его внутренней сущности, реализацию его совершенства: «Из корней заповеди обрезания — поскольку Всевышний хотел установить в народе, который отделил, чтобы назывался по Его Имени, постоянный знак на теле, чтобы отделить их от других народов в форме их тела… и хотел, чтобы это восполнение было сделано руками человека, Он не сотворил его совершенным от рождения. Чтобы дать понять: подобно тому, как форма его тела будет восполнена им самим, так он сможет восполнить форму своей души правильными деяниями» (Хинух).

«Тора передана только тому, кто получил знак завета на теле. И от завета на теле войдет человек в завет языка» (Шаарей Ора). Исполнение завета — это действие человека, направленное на восполнение своей формы. И оно соединяет человека с Творцом, в чем и заключается цель завета. Данный принцип, что только восполнение человека собственными деяниями приводит его к приобщению к Всевышнему (что и есть Грядущий мир), объясняет Рамхаль: «Но постановила Его мудрость, что для того, чтобы это благо (воздаяние добра творениям, в чем и заключается цель сотворения мира) стало совершенным, следует, чтобы наслаждающийся им был владельцем этого блага; то есть — тем, кто сам приобретает это благо, а не тем, кому это благо сопутствует случайным образом.

И пойми, что это называется некоторым уподоблением, по мере возможного, совершенству Всевышнего. Ибо Всевышний совершенен Сам по себе и не по воле случая, но со стороны истинности Его сущности обязательны в Нем совершенство и отсутствие недостатков.

Конечно, не может быть в ком-либо другом, кроме Б-га, чтобы истинность его сущности сама по себе обязывала бы в нем совершенство и отсутствие недостатков. Но, чтобы какое-то творение хоть немного уподобилось этому, оно должно, по крайней мере, само приобретать совершенство, не обязательное со стороны его сущности, и само устранять в себе недостатки, которые были бы в нем возможны. Поэтому Творец создал аспекты совершенства и недостатка, и сотворил создание, в котором была бы одинаковая возможность обоих. Всевышний дал этому созданию средства, с помощью которых оно приобретет себе совершенство и устранит недостатки. И тогда можно будет сказать, что это создание уподобилось, насколько это для него возможно, своему Творцу, и оно будет достойно приобщиться к Нему (ведь только подобные прилепляются друг к другу) и наслаждаться Его благом» (Путь Творца 1:2).

Завет субботы

Суббота есть возможность внутри природы — семи дней — выйти за пределы природы, к подобию Грядущего мира. Суббота раскрывает внутреннее содержание мироздания, она устраняет перегородку материи — «крайнюю плоть» и соединяет человека с Творцом. Этот святой день есть знак в материальном мире, указывающий на корень мироздания и его цель: День, который весь — Суббота.

Но, как уже объяснялось, сущность завета — в восполнении человека самим собой. И какое же отношение имеет к этому суббота, которая установлена заранее, как добрый дар, спущенный свыше? Но здесь нам раскрывается принцип заключения завета с еврейским народом об исполнении и поминании субботы, о раскрытии ее влияния — через него — во всем мироздании. Если нет соблюдающего субботу, то нет и субботы!

Обрезание на теле и суббота в душе — это возможность достичь внутреннего содержания самой реальности — Торы. Тора, эманированная из мира, высшего, чем материальный, есть его внутренее содержание, и праведник должен раскрыть его.

Выше объяснялось, что в заслугу субботы и обрезания евреи были избавлены из Египта. Та необрезанность, что разделяла между голосом Моше и речью, которую сыны Израиля должны были получить, была устранена в заслугу этих заветов.

Заключение завета

«Завет языка» — это Тора. Творец заложил в человека способность говорить, а речь есть слово-управление Всевышнего. Человеку дана возможность произносить слова Всевышнего в мироздании и управлять им (речь, דיבור, указывает на управление). Творец дал человеку силу насаждать небеса и основывать землю, быть Его соучастником в создании мира — посредством речи, которую вложил в его уста. Речь — слово Бога, Его управление — передана человеку. Как Тора отдана человеку, и «она не на небесах», так управление мирозданием передано ему — его «речи».

Так это и по отношению к завету субботы, источнику благословения и святости, души всех будних дней. Праведник, помнящий о субботе, приводит ее святость всему миру. «Реальность субботы в мире — это ее соблюдение». Праведник — основа мира — привлекает воздействие жизненной силы мирозданию.

Теперь мы можем по-новому понять слова Виленского Гаона, приведенные в начале главы. Творец, дающий жизнь мирам, передал источник жизненной силы — основу привлечения благодати от Него для существования мира — праведнику.

«Праведник, жизнь миров… он живет в двух мирах: живет наверху, в высшем мире, и живет в нижнем мире, и нижний мир из-за него существует и светит» (Зоар).


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?